Огромное спасибо Пыркову Владимиру Степановичу командиру отделения радиотелеграфистов на МРЗК «Измеритель» за его воспоминания.
Пролог.
С момента завершения боевых действий между Индией и Пакистаном в 1965 г. отношения между странами были напряженными, новая война могла начаться из-за любого повода. Таким поводом в 1971 г. стала ситуация в Восточном Пакистане. Восточный Пакистан - часть индийской Бенгалии, после разделения страны в 1947 г., отошел к Пакистану. Основанием для передачи послужило то, что 82 % бенгальцев исповедовали ислам. Но хотя они по вере и были единоверцами, но говорили на разных языках. В Бенгалии говорили на своем языке - бенгали, а из Исламабада предписывали обращаться на урду. Наблюдалась дискриминация бенгальцев на государственной службе, а общий жизненный уровень здесь был втрое ниже, чем в Западном Пакистане. Все это создавало условия для роста сепаратистских настроений… Народная лига победила на выборах в Восточной Бенгалии. Но президент Пакистана отказался передать власть лигистам и предоставить району внутреннюю автономию. 25 марта 1971 г. Исламабад распустил Народную лигу. Лидеры Авами бежали в соседнюю Индию. Сформировав там правительство в изгнании, они объявили Восточный Пакистан независимым государством. Начались массовые карательные акции против активистов движения со стороны правительственного аппарата…. Началась массовая эмиграция в Индию, где оказалось около 10 миллионов человек. Советское правительство, руководствуясь заботой о сохранении мира, неоднократно высказывало президенту и правительству Пакистана свою озабоченность положением, сложившимся на Индостанском полуострове в связи с событиями в Восточном Пакистане. Уже 2 апреля 1971 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный обратился к президенту Пакистана с настоятельным призывом "принять самые неотложные меры для того, чтобы прекратить кровопролитие, репрессии против населения в Восточном Пакистане и перейти к методам мирного политического урегулирования". Но Пакистан исправлять ситуацию не собирался. Индия, приютившая лидеров Народной лиги, теперь оказывала и военную помощь отрядам “Мукти бахини”. Это привело отношения между Дели и Исламабадом к критической стадии. В обеих странах началась мобилизация резервистов. 18 ноября 1971 г. состоялся первый бой между пакистанским отрядом, преследовавшим повстанцев, и индийскими пограничниками...
… 9 августа 1971 г. был подписан советско-индийский Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних отношениях и заложил твердые политические и правовые основы для их дальнейшего развития. В Договоре было зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В статье IX говорилось: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется воздерживаться от предоставления какой-либо помощи любой третьей стороне, участвующей в вооруженном конфликте с другой Стороной. В случае, если любая из Сторон явится объектом нападения или угрозы нападения, Высокие Договаривающиеся Стороны немедленно приступят к взаимным консультациям в целях устранения такой угрозы и принятия соответствующих эффективных мер для обеспечения мира и безопасности их стран.» Таким образом, этот документ стал прообразом Договора о стратегическом партнерстве. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так называемых стран социалистической ориентации, что подчеркивало приоритетную роль, которую получила Индия в советской внешней политике. Советско-индийский Договор прошел всестороннюю проверку уже через несколько месяцев, когда в декабре 1971 г. началась индийско-пакистанская война.
… США в свою очередь активно помогали и Пакистану. Несмотря на творимый пакистанской армией геноцид на территории Восточного Пакистана, и начавшуюся там, в марте 1971 г. гражданскую войну, Соединенные Штаты продолжали посылать поставки вооружений в Пакистан и после того, как правительство Никсона объявило о прекращении поставок оружия…
Советский флот в Индийском океане.
Определенную роль в Индийском океане играли отряды советских кораблей, но этот регион для них был нов, и их деятельность в основном сводилась к демонстрации флага. Только в марте 1968 г. отряды советских кораблей начали демонстрировать советское присутствие в Индийском океане. Согласно данным Объединенного Комитетам по иностранным делам австралийского парламента, в 1968 г. в Индийском океане оперировали 6 советских надводных боевых кораблей, 2 субмарины и 6 вспомогательных судов. В дальнейшем число кораблей действующих в Индийском океане увеличивалось от первоначального количества, но незначительно до 7 надводных боевых кораблей в 1969 г., до 7 субмарин и 12 вспомогательных судов в 1970 г. В 1971г. там несли службу 10 надводных боевых кораблей, но подводная лодка была замечена только одна, а количество вспомогательных судов уменьшились с 10 до 7. В среднем, число советских военных кораблей, развернутых в Индийском океане, не превышало 20-22 ежегодно (из них половина вспомогательные), но в это число не входят корабли совершавшие межфлотские переходы с Балтики или Черного моря вокруг Африки и через Индийский океан.
В конце ноября 1971 г. на боевую службу в Индийский океан вышел очередной отряд кораблей, под командованием командира 10 оперативной эскадры ТОФ контр-адмирала Владимир Сергеевич Круглякова. В его составе было 3 судна - эсминец «Возбужденный» (к-2р. Подольский Вадим Николаевич), морской тральщик пр.264А «Павел Хохряков» и танкер. Командование и штаб отряда размещался на ЭМ «Возбужденный», начальником штаба был капитан 1 ранга Анатолий Григорьевич Грукало, от политотдела флота поход обеспечивал начальник политотдела оперативной эскадры ТОФ Герой Советского Союза капитан 1 ранга Николай Витальевич Усенко. За полмесяца до их выхода на Тихоокеанский флот с инспекцией прибыл первый заместитель ГК ВМФ адмирал флота В.А.Касатонов, при проверке он сделал упор на фактическую готовность кораблей к боевым действиям. О действиях ТОФ в этот период рассказывает вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «Однако нам он ни слова не говорил о тогдашних напряженных отношениях между Индией и Пакистаном… Перед отбытием в Москву В.А.Касатонов мне сказал: "Ты идешь на эсминце, а придется, видимо, принять управление всеми кораблями в Индийском океане. Не мало ли берешь людей в штаб?" Я тогда не придал должное значения этому разговору, а Владимир Афанасьевич, видимо, просто не мог, не имел права говорить мне что-либо большее». Перипетии похода отряда во главе с эсминцем «Возбужденный» отразил на страницах своей книги «Океанский максимум» Москва, Воениздат, 1980 г. и «Океанские вахты» Москва 1983 г. Герой Советского Союза Николай Витальевич Усенко. Он входил в походный штаб отряда. Естественно, что в книге, изданной в то время нет никаких упоминаний о миссии отряда, зато много бытовых, повседневных случаев характеризующих нелегкий поход. Вышедшие корабли должны были сменить отряд кораблей, который к этому времени уже несколько месяцев нес боевую службу в Индийском океане, в его составе был эсминец «Веский» (к-3р. Д.П. Чериватый, на БС с 19 июня 1971 г.), тральщик пр.264А «Павлин Виноградов» (к-л. Зозуль Александр Григорьевич, с июня 1971г.), танкер и дизельная подводная лодка 641 проекта.
Начало войны.
3 декабря 1971 г. эпизодические столкновения между Индией и Пакистаном переросли в войну…
... Отряд контр-адмирала В.С.Круглякова 5 декабря вошел в Индийский океан, пройдя Малаккским проливом, он укрепил имеющиеся там силы, которые из-за начавшейся войны между Индией и Пакистаном остались на месте. Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «Когда наш отряд приближался к Индийскому океану, меня вызвал на прямую связь адмирал П. Н. Навойцев, бывший тогда первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ, и говорит: "Немедленно вступай в командование всеми силами в Индийском океане и докладывай Главнокомандующему ВМФ". Я отвечаю ему:”Петр Николаевич, я не могу взять на себя такую ответственность, да и штаб у меня небольшой. Нужно время, чтобы собрать обстановку”. Он отвечает: “Не вздумай этого докладывать Главнокомандующему. Вступай в командование немедленно. Потом все поймешь”. Я за день все сделал и доложил о вступлении в командование. Корабли только что вошли в Сингапурский пролив. Тут и поступило сообщение о начале индо-пакистанской войны.» Советские надводные силы к началу войны были представлены: 2 эсминцами пр.56 «Веский», «Возбужденный», 2 морскими тральщиками пр.264А «Павлин Виноградов», «Павел Хохряков» и танкером. При этом на 7 декабря отряд советских кораблей находился приблизительно в 500 милях к востоку от острова Цейлон (Шри-Ланка).
Ситуация в Индийском океане усложнилась тем что большое количество боевых британских кораблей почти одновременно вышло на просторы Индийского океана...
… После начала военных действий между Индией и Пакистаном возникла проблема с эвакуацией иностранных граждан из Дакки, которыми занимались ВВС Великобритании. Чтобы подкрепить усилия Лондон послал десантный авианосец «Albion» к Бенгальскому заливу как резерв, для непредвиденных ситуаций. Так как воевавшие страны были бывшими британскими колониями, в СССР опасались, что англичане могут вмешаться в начавшийся конфликт. Перед вице-адмиралом В.С.Кругляковым поставили задачу начать слежение за оперативным соединением англичан. Но наличных сил у советского отряда явно было недостаточно, по этому Тихоокеанский флот и направил дополнительно первый отряд кораблей - 6 декабря.
… 4 декабря Тихоокеанский флот был приведен в повышенную степень боевой готовности. РКР «Варяг» и БПК «Строгий», выходившие на усиление сил боевой службы по тревоге, были подготовлены к длительному плаванию и вышли в море через 36 ч после получения боевого распоряжения.
6 декабря в Индийский океан из Владивостока вышла первая группа поддержки в составе четырех боевых кораблей - ракетный крейсер пр.58 «Варяг» (капитан 2 ранга Ю.И.Дерябин, по классификации НАТО Kynda), эсминец оснащенный ракетами класса "земля-воздух" (предположительно это был эсминец класса Kotlin (пр.56) или класса Kashin (пр.61)), ракетная дизельная ПЛ пр.651 «К-120» (капитан 1 ранга Владимир Любимов, по классификации НАТО J-класса) и торпедная подводная лодка F-класса (пр.641). Передвижение их проходило под непрерывным американским наблюдением, первую группу заметили японцы в Цусимском проливе 9 декабря. 15 декабря часть этой группы, которую американцы определили как состоящую из ракетного крейсера, танкера и дизельной субмарины обнаружили когда она проходила Южно-Китайское море по направлению в Индийский океан, куда ее прибытие предполагалось через три дня.
К этому времени ситуация с британским флотом прояснилась. 12 декабря все иностранные подданные, которые желали оставить Дакку, были успешно эвакуированный. Лондон переместил авианосец «Albion» из Бенгальского залива к Мальдивским островам…
… Но в это время ситуация усложнилась еще в связи с появлением американцев. Еще в 1948 г. было создано ближневосточное оперативное соединение ВМС США с основной базой на Бахрейнских островах в Персидском заливе. В его составе, как правило было пять кораблей (два эсминца, десантное судно, корабль-транспорт и штабной корабль), которые постоянно находились в Индийском океане. С марта 1964 г. корабли 7-го флота США стали время от времени заходить в воды Индийского океана…
… Если сравнивать время нахождение кораблей военно-морского флота США и СССР в Индийском океане, то по количественному фактору СССР превосходил США, но это кажущееся превосходство так как советские силы развернутые в регионе на 50-60% состояли из вспомогательных кораблей флота обеспечивающих несение службы боевым кораблям. Кроме того на нахождение американских кораблей в Индийском океане влияло участие флота в войне во Вьетнаме. Тогдашний министр обороны США М. Лэйрд заявил, что «когда закончится вьетнамская война, то будет больше средств для более крупных операций в Индийском океане».
К моменту начала войны присутствие американского флота в зоне Индийского океана было минимальным, два эсминца и плавучая база гидросамолетов «VALCOUR» базировались в Бахрейне (Персидский залив) и все… 10 декабря американский президент Никсон приказывает создать авиационно-ударную группу TG 74 во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз» и направить её в Бенгальский залив…
… Утром 10 декабря авианосцу «Энтерпрайз» (Enterprise) CVAN-65 с 70 истребителями-бомбардировщиками на борту и четырем кораблям эскорта «Decatur» DDG-31, «King» DLG-10, «McKean» DD-784, «Orleck» DD-886 дали приказ отправиться с их базы в Тонкинском заливе к Сингапуру. 12 декабря они у сингапурского побережья встретились и соединились с другим отрядом во главе с вертолетоносцем «Триполи» (Tripoli) LPH-10, которое вошло в TG.74. Вертолетоносец нес 24 вертолета и 800 морских пехотинцев на борту. Кроме вертолетоносца там были - ракетный эсминец «Parsons» DDG-33 и эсминцы «Bausell» DD-845 и «Richard B. Anderson» DD-786. Соединение сопровождала АПЛ, это была по некоторым данным «Gurnard» SSN-662 (хотя по другим данным, в декабре 1971 г. на праздники она вернулась в США) Но только 14 декабря, после необъясненной двухдневной задержки, отправились днем по Малаккскому проливу в северную часть Бенгальского залива…
Советский флот как инструмент в сдерживании американской политики давления.
Днем 14 декабря американское соединение TG 74 которым командовал адмирал Элмо Р. Зумвальт (Elmo R. Zumwalt) пошло по Малаккскому проливу в Бенгальский залив. Корабли шли двумя отрядами «Энтепрайз» шел со своими четырьмя кораблями эскорта, а «Триполи» со своими. О том, что американцы движутся по проливу, едва обнаружив их, сообщил сингапурский вертолет с репортерами на борту. Шли полным ходом, так, когда эсминец «Orleck» проходил по Малаккскому проливу, скорость у него была 27 узлов и это притом, что там шло обычное движение грузовых судов, танкеров, сампанов и так далее. Переход американцев не остался без внимания со стороны советского флота. Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «Английское оперативное соединение, впрочем, вскоре ушло к Мадагаскару, а затем и еще дальше. Слежение мы за ним прекратили, а в это время поступило сообщение о том, что в Малакском проливе появилось оперативное соединение США во главе с авианосцем "Энтерпрайз". Тут же поставили мне задачу слежения за этим соединением. Но как его найти?
В это время в Малакском проливе стоял наш тральщик. Как только американские корабли прошли мимо него, командир тральщика сразу донес и последовал за ними. По скорости он не мог за американцами угнаться, но давал нам место нахождения кораблей как мог, то ориентировочные, то точные координаты. Сначала я, честно говоря, сомневался в точности его донесения, но потом понял, почему с тральщика поступали столь противоречивые донесения. Оказывается, "Энтерпрайз" шел зигзагами и тральщик то встречался с соединением, давая его точные координаты, то терял американцев из зоны наблюдения и давал нам лишь предполагаемое место их нахождения. Находчивый был командир тральщика! Я впоследствии сделал все, чтобы его наградили орденом Красного Знамени. По данным с тральщика наши корабли точно и в кратчайшее время смогли выйти на контакт с оперативным соединением США и своим слежением полностью связать его действия». Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков ошибается, американский отряд обнаружил не тральщик, а малый разведывательный корабль (МРЗК) «Измеритель» (тип «Тунцелов») под командованием капитан-лейтенанта Н.В.Кочурова. Построенный для СССР на судоверфи Ономичи в городе Осака (Япония) в 1959 г., корабль входил в состав 38 отдельной бригады кораблей особого назначения, официально числился гидрографическим судном (ГИСУ). В декабре 1971 г. «Измеритель» вышел в плановый поход к берегам Вьетнама где шла война. В пути получили приказ следовать в Индийский океан. В районе Сингапура встретились с танкером «Житомир» который обеспечивал деятельность кораблей флота. Затем в Малакском проливе МРЗК занял позицию ожидая американцев, и уже вместе с ними «Измеритель» вошел в Индийский океан. Задачей судна было следить за соединением, и хоть это было трудно из-за низкой скорости корабля 12-14 узлов, экипаж справился с задачей.
С началом военных действий индийский флот приступил к блокаде побережья Восточного Пакистана. Для решения этой задачи из состава Восточного флота были созданы две корабельные группы - "Альфа" и "Бетта". Первая группа состояла из авианосца «Vikrant», 5 сторожевых и 2 противолодочных кораблей. Она патрулировала в Бенгальском заливе между портами Коксс-Базар и Читтагонг. Вторая группа, в которую входили противолодочные катера и сторожевые катера погранохраны, блокировала устье реки Ганг и действовала на реках.
В начале войны индийское командование направило к берегам Восточного Пакистана авианосную группу в составе единственного их авианосца R11 «Vikrant» и трех противолодочных фрегатов F31 «Brahmaputra», F137 «Beas» типа 41 и P77 «Kamorta» проекта 159Э. Сокращение дальности полета до цели значительно повышало эффективность действий палубных самолетов и вертолетов. 4 декабря палубные штурмовики "Си хаук" с авианосца «Vikrant» нанесли два удара (в 11 и 14 часов) по главной военно-морской базе Восточного Пакистана Читтагонг. В каждом ударе участвовало по 8 самолетов. В результате были потоплены 2 сторожевых катера, повреждены портовые сооружения и подъездные железнодорожные пути. В это же время истребители индийских ВВС уничтожили последние 13 восточно-пакистанских “Сейбров”.
5 декабря 9-я пехотная дивизия 2-го индийского пехотного корпуса, усиленная 45-м танковым полком с плавающими танками ПТ-76 к концу дня сломила сопротивление 9-й пехотной дивизии Пакистана и 7 декабря овладела опорным пунктом - городом Джессур (Jessore) на западном фланге боев. Город был приспособлен к долговременной обороне. Укрепления состояли из бетонных дотов, минных полей, проволочных заграждений и многих линий траншей. Джессур служил ключевой позицией западного сектора. С оставлением города рухнула вся оборона западного фланга, и тысячи пакистанских солдат бросились к Дакке или в направлении южный портов - Барисала и Нараянганджа. Индийцы продвигались и на других направлениях, 7 декабря ими были освобождены города Силхет (Sylhet) и Moulovi Bazar… 8 декабря освобождены Комила (Comilla) и Bramhonbaria, 9 декабря - Chandpur и Daudkandi. С вечера 8 декабря наблюдались признаки дезорганизации обороны, а с 11 декабря началась неорганизованная сдача отдельных солдат и небольших групп в центральном секторе… Утром 16 декабря пакистанский командующий сдался индийскому командующему Объединенных Сил генерал-лейтенанту Джегджиту Сингу Авроре (Jagjit Singh Aurora), на фронте наступило затишье. Для Бенгалии война закончилась. Быстрота индийского наступления оказалась столь неожиданной, что в Читтагонге не успели даже уничтожить наличный денежный запас, а просто выбросили мешки с деньгами в воду. Потом, при очистке гавани, водолазы доставали их сотнями. Всего в Бенгалии попало в плен 74 тысячи военнослужащих и 16 тысяч чинов гражданской администрации.
Флот тоже внес свою лепту в победу. Всего с 5 по 11 декабря палубная авиация совершила около 400 вылетов для нанесения ударов по военно-морским базам и портам. Были уничтожены 2 транспорта, 8 средних судов, множество малых судов, катеров, мотоботов, барж и паромов. Палубные штурмовики "Си хаук" наносили удары группами (до 8 самолетов) в светлое время суток. Противолодочные самолеты "Ализе" наносили бомбовые удары ночью, действуя одиночно или мелкими группами. Корабли "Восточного" соединения 5 и 9 декабря обстреливали Читтагонг артиллерией. 10 декабря индийские катера предприняли попытку высадить десант, в устье реки Ганг с целью содействия сухопутным войскам, наступающим с запада.
… Пакистанское руководство обрадовалось приходу американского соединения. 13 декабря 1971 г. они через генерала Razaabout послали американцам конкретное предложение, использовать 7-й флот чтобы держать Бенгальский залив и Аравийское море открытым для Пакистана и удерживать индийский флот от нападения на пакистанские гавани. 14 декабря пакистанский президент направил Никсону письмо в котором указывал на массированные поставки танков различных типов, тяжелых орудий, зенитных орудий и другого оборудования из СССР Индии в декабре в дополнение к огромному количеству оружии и боеприпасов, которые были доставлены в Индию в течение ноября, воздушным и морским путем. Он просил чтобы американский флот действовал более активно. Но США не выполнили своих обязательств по отношению к своему союзнику.
К 12 декабря сражения на сухопутном фронте вошли в заключительную фазу с явным перевесом индийской армии. «Vikrant» был в патруле к северу от Андаманских островов, блокируя подходы к Читтагонгу, когда, поздно вечером 15 декабря Би-Би-Си объявила о входе американской авианосной группы с авианосцем «Энтерпрайз» в Бенгальский залив. По данным Би-Би-Си американский отряд направлялся в Читтагонг чтобы эвакуировать американских граждан… Уже днем Би-Би-Си уточнила свое более раннее сообщение: что вошедшая в Бенгальский залив из Малаккского пролива, американская АУГ направилась на запад вместо движения на север к Читтагонгу. После одного дня действия в районе к западу от Андаманского моря «Энтерпрайз» с эскортом «Decatur» (DDG-31), «King» (DLG-10), «McKean» (DD-784), «Orleck» (DD-886) получил приказ перейти к острову Цейлон.
… Тем не менее, узнав о движении американского отряда, индийцы забеспокоились. В.С.Кругляков вспоминал: «Мне потом рассказывал атташе А. Попов, что когда американское соединение во главе с "Энтерпрайзом" появилось вблизи Индии, министр обороны Индии попросил его связать с министром обороны СССР и высказал озабоченность присутствием американцев. А. А. Гречко сразу пригласил к себе Главнокомандующего ВМФ. Тот по карте рассказал о силах и действиях. После этого Гречко передал министру обороны Индии через нашего атташе Попова: "Энтерпрайз" - это наше дело, а индусы пусть занимаются своим". Это, конечно, тогда было для Индии большой поддержкой. Последствия столь благородного шага навстречу были для нас очень благоприятны. Наш авторитет в Индии очень вырос".» То, что СССР держал ситуацию под контролем, в своих воспоминаниях подтверждает и командир авианосца «Vikrant» Сварэдй Прэкэш (Swaraj Prakash). В 1974 г. во время визита в Бомбей Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г. Горшков посетил авианосец «Vikrant». Сварэдй Прэкэш знал советского главкома еще со времен, когда он был индийским военно-морским атташе в Москве. Во время разговора, С.Горшков спросил у Сварэдй Прэкэш: «Вы волновались по поводу сражения против американской целевой группы», и сам же ответил «У вас не было никакой причины, чтобы волноваться, поскольку у меня была советская ядерная субмарина, сопровождавшая американскую целевую группу постоянно в Индийском океане.» Именно подводные лодки были основной ударной силой, но, сколько их было и какого они были проекта пока неизвестно. А советские надводные силы были слабы, имелось здесь всего два эсминца с артиллерийским вооружением, тральщики, вспомогательные суда. Американцы это знали, в меморандуме помощника президента по национальной безопасности Киссинджера президенту Никсону от 15 декабря 1971 г. указывалось, что у СССР есть 12 военно-морских судов в Индийском океане, но ни одно из них не находится в районе пакистано-индийского конфликта.
Для противостояния американской авианосно ударной группировке 13 декабря из Владивостока в Индийский океан вышла вторая группа кораблей ТОФ, состоявшая из четырех судов, - ракетный крейсер пр.1134 «Владивосток» (капитан 1 ранга А.Мамончиков, по классификации НАТО Kresta), БПК пр.61 «Строгий» (бортовой № 543, по классификации НАТО Kashin) и две субмарины - видимо одна ракетная (возможно атомная класса E-II (пр.675) или E-I (пр.659), а вторая торпедная. Группа наблюдалась в проливе Цусима японцами 15 декабря. Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «После извещения о начале боевых действий между Индией и Пакистаном мы тут же получили сообщение, что те корабли, которые тщательно проверял В. А. Касатонов - ракетные крейсера "Варяг", "Владивосток", эсминец "Строгий", - направлены в Индийский океан. Вышли также шесть подводных лодок». Походный штаб 10-й оперативной эскадры находился на крейсере «Варяг».
Наряду с надводными кораблями в Индийский океан направлялись и подводные лодки, кроме тех, что шли по плану боевой подготовки, подготовка остальных шла в авральном режиме. Анатолий Павлович Бычков, участник похода на дизельной ракетной ПЛ проекта 651 «К-120» (к-1р. В.С.Любимов) вспоминал: «… Я был заместителем начальника политотдела в бригаде дизельных лодок. Получили приказ: за сутки подготовить ракетную лодку к выходу в Индийский океан. На К-120 замполит был молодой, поэтому мне пришлось идти в тот поход.
31 декабря пересекли экватор. Пока шли, конфликт окончился, образовалось новое государство - Бангладеш…» К чему привела спешка вспоминал механик одной из высланных подводных лодок Морозов Константин Викторович: «…только пришли из автономного плавания, (в море пробыли почти 60 суток), всего три дня отдохнули на берегу вместо положенного месяца, как ночью вновь тревога. Срочный выход в море. "Куда идем?" - спрашиваю. "На войну!" - ответил командир.
… 15 декабря к индийскому правительству через американское представительство в Нью-Дели с просьбой о прекращении огня обратился главнокомандующий пакистанскими силами в Бенгалии генерал-лейтенант Амир Абдул Хан Ниязи. В тот же день в Вашингтоне было официально заявлено, что после перемирия, TG 74 могла бы помочь эвакуировать пакистанские отряды с востока. Утром 16 декабря на восточном фронте наступило затишье. Пытаясь хоть как-то исправить положение, пакистанское руководство решило нанести контрудар на Западном фронте. 16 декабря 23-я пакистанская дивизия, усиленная танками, ударила во фланг 1-му индийскому корпусу. Район наступления находился в секторе Чхамб, северо-западнее города Джамму в Кашмире. Индийцы срочно перебросили к месту прорыва свои танки, разгорелось крупное сражение, закончившееся лишь с вступлением в силу соглашения о прекращении огня…. Окончательно боевые действия окончились 17 декабря 1971 г. явным поражением Пакистана. На востоке группировка пакистанских войск капитулировала, а на западе военные действия были прекращены по договоренности сторон. В результате 14-дневной войны Пакистан потерпел поражение, потеряв Восточный Пакистан. На западе Пакистан оккупировал примерно 50 кв. миль в секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде…
17 декабря оба американских отряда соединились в районе острова Цейлон (Шри-Ланка). В объединенном TG.74 были атомный авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) CVAN-65, вертолетоносец «Триполи» (Tripoli) LPH-10, три ракетных корабля - ракетные эсминцы «Decatur» DDG-31, «Parsons» DDG-33 и ракетный фрегат «King» DLG-10, четыре эсминца «McKean» DD-784, «Orleck» DD-886, «Bausell» DD-845, «Richard B. Anderson» DD-786, атомная торпедная подводная лодка и танкер «Wichita» AOR-1. 24 декабря 1971г. соединению были доставлены грузы на военном транспорте «WHITE PLAINS» (AFS 4).
… Первая группа советских кораблей вышедшая из Владивостока в начале декабря вошла в Индийский океан только 18 декабря, а вторая 24 декабря, то есть обе после того, как война закончилась. Таким образом, ни один из кораблей этих групп не являлся угрозой для АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз» в течение нескольких дней, когда АУГ находилась в районе конфликта, в то время пока шли боевые действия. Это также подвергает сомнению пугающие заявления в некоторых американских источниках о том, как близко были Соединенные Штаты и Советский Союз к военно-морской конфронтации в течение войны. Хотя опасность случайного боевого столкновения военно-морских сил двух супердержав в Индийском океане всегда была возможна. Тем более что она усугублялось тем обстоятельством, что в составе ВМС Индии находились субмарины, однотипные с подводными лодками советской эскадры, что могло привести к фатальным ошибкам.
Командующий советскими силами вице-адмирал В.С.Кругляков перенес свой флаг на ракетный крейсер «Варяг» и продолжил выполнения задачи. Наши и американские корабли продолжали следить друг за другом и после завершения боевых действий, но ситуация в корне изменилась, теперь перевес был на стороне советского флота. К моменту сосредоточения всех отрядов здесь находилось более 20 боевых и вспомогательных кораблей ВМФ СССР. Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «У нас в составе отряда к тому времени было два ракетных крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и две атомные подводные лодки. Слежение проходило между Цейлоном и Сунгарским проливом. Самолеты наши появились дня через четыре. Они стали давать нам разведданные. Сразу стало легче. Взаимодействие между надводными кораблями и подводными лодками было тоже очень хорошее. Все командиры - опытные и грамотные. Наш удар включал к этому времени уже 32 ракеты в первом пуске и 16 ракет во втором. Эти возможности, видимо, и отрезвляли американцев… Во время слежения многое пришлось наблюдать. В том числе и 3 аварии на "Энтерпрайзе". На наших глазах при посадке один самолет упал в море, причем весь экипаж погиб. Когда самолет упал, я предложил американцам свою помощь, но они отказались. Когда нам стало ясно, что летчики погибли, мы выразили американцам соболезнование. После этого каждый день с авианосца без подписи поступал семафор "Доброе утро". Всего же слежение длилось около месяца.
... Вдруг уже в конце военного конфликта мы перехватили телеграмму открытым текстом командира противостоящего нам соединения командующему Тихоокеанским флотом США такого содержания: "За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием, советских кораблей много, а их командующий ведет себя нагло". Последнее было для меня неприятной припиской. Дело в том, что я получил приказание сфотографировать "Энтерпрайз" с близкого расстояния. Выбрав момент, когда авианосец принимал топливо для самолетов, я прошел рядом с ним на расстоянии примерно 30 - 40 метров. Даже лицо командующего американским соединением разглядел. Это и послужило поводом для последней приписки. Вскоре поступил запрос от министра обороны А. А. Гречко по этому вопросу. Пришлось объясняться, что выполнял приказ». Американский участник похода на эсминце «McKean» вспоминал, что в ходе похода в Индийском океане соединение сопровождалось многочисленными советскими крейсерами, двигающимися между американскими кораблями. Возмущаясь, он заявил, что если бы одно из наших судов сделало то же самое, то капитан скоро был бы в Антарктике. Все это можно отнести на счет эмоций, советские корабли действовали точно также как и их американские собратья на просторах океана.
В конце декабря 1971 г. корабли отряда находящиеся на боевой службе с июня 1971 г. отправились в свои порты, и на 31 декабря 1971 г. советский отряд в Индийском океане включал ракетные крейсера пр.58 «Варяг» (по классификации НАТО Kynda) и пр.1134 «Владивосток» (по классификации НАТО Kresta), эсминец пр.56 «Возбужденный» (по классификации НАТО Kotlin), БПК пр.61 «Строгий» (по классификации НАТО Kashin), десантное судно пр.1171 (по классификации НАТО Alligator), МТЩ пр.264А «Павел Хохряков», семь субмарин и девять вспомогательных судов. Была там и плавбаза подводных лодок «Батур» (больше известная как «Камчатский комсомолец»).
7 января 1972 г. АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз» получил приказ покинуть Индийский океан, пройдя Малаккским проливом, 12 января уже пришвартовались в базе.
… Вслед за американцами ушел и МРЗК «Измеритель», с ним вместе шла в надводном положении, из-за каких-то неисправностей и одна из наших подводных лодок. Разведчик проводил лодку до Корейского пролива, после чего она пошла самостоятельно, а судно продолжило свой поход.
… Уход АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз» не означал конец американского военно-морского присутствия в Индийском океане. Уже 6 января 1972 г. Пентагон объявил, что американские военные корабли будут патрулировать Индийский океан чаще, чем прежде. Советские корабли после прекращения слежения за АУГ продолжили свою службу. Находившиеся здесь уже более полугода корабли отправились домой, а пришедшие включились в жизнь эскадры. Как результат положительной оценки действий советского отряда стало продолжение сотрудничество в военно-морской сфере между СССР и Индией…
Источник Примечание - выдержки из статьи. |