Корабль
Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря
Шалыны осенью 2012 года вышел в море для выполнения задач по прямому
предназначению.
Этот корабль можно считать
уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по
обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической
техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет,
ракет-носителей и др.).
24 июля 2012 года кораблю
исполнилось 25 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном
состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке,
в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После
этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.
Давайте узнаем подробнее историю
этого корабля.
Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные
измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты,
оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные
полигоны стали малы для них – дальность действия ракеты стала измеряться
тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили
измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда
стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их
контроля и измерения.
Своим появлением корабли обязаны
ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его
предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения
его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического
вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов —
история симбиоза космического и морского флотов.
1958 год.
Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля —
командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное
количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают
сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как
транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК –
Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по
оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время
измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях
практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси.
Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных
платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки
для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все
работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после
которых сразу начались ходовые испытания КИК.
Все КИК вошли в так называемую
«ТОГЭ» — Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ –
бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).
Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов
космонавтами.
Первые корабли проекта 1128 –
Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный
комплекс (1ПИК), условное название — «Бригада С». Немного позже к ним
присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в
1959 году. Легенда прикрытия – Тихоокеанская океанографическая экспедиция
(ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских
островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория».
Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана,
автономность которого достигала 120 дней.
Все в этой
экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то
время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли
имели необычный силуэт и цвет окраски – на корпусе шарового цвета были белые
надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были –
радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии
и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они
подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство
населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и
подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при
принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих
задач корабля.
Секретность
кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту
базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только
в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для
обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге
вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке
ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи
решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго
оставались основными вертолетами этих кораблей.
Впоследствии были приняты в строй
корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;
После присоединения кораблей
проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия –
ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при
боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза.
Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и
один буксир МБ-260
Боевые работы и задания КИК.
Наличие кораблей ТОГЭ были
обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все
полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических
аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей — конец октября 1959 года.
Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты — конец января
1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4,
которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали
втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в
спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали
запуск Советской БОР. Конец 80-х годов – «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС
«Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии
«Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали
информацию с американских ядерных высотных взрывов.
Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не
были найдены, продан Индии как металлолом.
Хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль
«Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза,
как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей
достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.
Проект 1914.1 «Маршал Крылов»
На сегодня это
последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и
межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров
Камчатка.
Главный разработчик —
«Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью
построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при
существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт
построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На
корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить
возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили
на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный
корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в
середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через
Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и
становится судном связи.
Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только
наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной.
Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные
мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус
судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части
корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский
катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»
Корабли проекта 1914 и 1914.1 — это одни из наиболее
комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета,
стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;
Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
- офицеры – одноместные каюты;
- командование – блок-каюты;
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.
Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее
больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние
достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь
с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и
объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное
преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс
вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как
обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не
имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» — аппаратура последнего шанса сбора информации
о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской
мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих
характеристик.
Основные характеристики «Маршал Крылов»:
- тип – стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение — 23.7 тысячи тонн;
- длина – 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
- осадка – 8 метров;
- полезная нагрузка – 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая – дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
- запасы: топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн, воды – более 1000 тонн,
из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля – 339 человек.
А вот еще интересный кораблик
Корабль ССВ-33 «Урал»
Источник |