Проект 1914

            Проект 1914 разработан в ЦКБ «Балтсудопроект» — старейшим проектно-конструкторским предприятием отечественного морского судостроения, основанным в 1925 г. В 1999 г. вошло в состав ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова» в качестве его филиала.

За более чем три четверти века в ЦКБ «Балтсудопроект» разработано около 170 проектов, по которым построено 2 600 судов общим водоизмещением свыше млн. т. В их числе уникальные суда космического флота «Космонавт Юрий Гагарин» и «Маршал Неделин», первый в мире лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть» с атомной энергетической установкой, крупнейшие отечественные танкеры тина «Крым» дедвейтом 150 тыс. т, суда с горизонтальным способом грузообработки, океанские и морские спасатели, буксиры, первые отечественные экологически чистые танкеры типа «Победа», большое количество лесовозов-пакетовозов, универсальных сухогрузных судов, балкеров, различных вспомогательных судов ВМФ.

Появление корабля такого класса было совершенно логичным продолжением развития военно-космических сил и навязанной нашей стране гонки вооружений. Конструкторы и главный заказчик совершенно справедливо учли опыт двадцатилетней работы КИК и предусмотрели значительное расширение функциональных возможностей корабля.

Главным конструктором стал выдающийся российский учёный Дмитрий Георгиевич Соколов. Внимательно следил за постройкой корабля космонавт Георгий Михайлович Гречко.

В пр. 1914 впервые были разработаны технические возможности поиска и спасения космонавтов. Поисково-спасательная функция корабля была в целом значительно переработана, в сравнении с пр. 1130. Изначально в формуляре корабля было записано — большой поисково-измерительный корабль. На закладной доске написано — Измерительно-поисковый корабль. Эта классификация не прижилась, но суть назначения корабля выявила точно. К тому же, с приходом «Маршала Неделина» 35 брКИК получала очень развитые средства разведки.


Первые две секции пр. 1914 (большой поисково-измерительный корабль) были заложены на Балтийском заводе в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №577-195 от 16.07.1974 г. и приказом МО СССР №00493 от 19.08.1974 г. Затем Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N«744-244 от 24.08.1977 г. и приказом МО СССР №00489 от 13.09.1977 г. передан для строительства на Ленинградское Адмиралтейское Объединение и заложен 19.11.1977 г. Главный строитель проекта Валентин Алексеевич Таланов. 30.10.1981 г. спущен на воду.

Примерно в это же время стали подбирать среди курсантов военных училищ будущих офицеров корабля. Отбор был очень тщательным: высокие морально-политические качества, хорошая успеваемость и... холостяцкий статус. Костяк младших офицеров составили выпускники военно-морского училища радиоэлектроники им. А.С. Попова, Ленинградского военного инженерно-космического института им. Можайского, Киевского военного инженерно-технического училища, Харьковского высшего военного командного училища им. II.И. Крылова, Ростовского высшего военного училища им. М.И. Неделина.

Всего было запланировано два таких корабля: «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов», но планировался ещё один доработанный пр. 19510 — проект «Адонис» (главный конструктор Б. П. Ардашев) водоизмещением 16300 т и длиной около 150 м. Но следы его так и затерялись при смене формаций, хотя в 1991 г. он был спущен на воду.

КИК "Маршал Неделин".

7.07.1982 г. начались швартовые испытания корабля. Но перед этим директивой штаба Тихоокеанского флота №13/1/10110 от 11.03.1982 г. сформирован экипаж из личного состава 35 брКИК. Фактически 90% инженеров было назначено после окончания военных училищ, а с «экспедиции», войсковой части 60111, были только матросы и командиры боевых частей. Командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Олег Николаевич Моисеенко, заместителем по политической части — капитан 2 ранга Леонид Константинович Мелентьев, начальником измерительного комплекса — капитан 3 ранга Александр Анатольевич Колпащиков, старшим помощником — капитан-лейтенант Юрий Михайлович Пирняк, командиром электромеханической боевой части — капитан 3 ранга Николай Николаевич Новиков (он отдал кораблю всю свою энергию: прошёл всё — от швартовых испытаний до сдачи корабля « на иголки »).

В 1984 г. командира сменил капитан 2 ранга Владимир Фёдорович Волков, который до этого служил на ВПК «Адмирал Октябрьский». Владимир Фёдорович отличался совершенно невозмутимым характером и великолепной выдержкой. Он очень помог молодым тогда офицерам в становлении их, как мореходов. Корабль любил, переживал за каждый его промах. В 1990 г. перед отправкой на ремонт в «Дальзавод» случился офицерский «бунт» на корабле. Тогда многие понимали, что государство рушится и с последней надеждой написали письмо Министру Обороны СССР с просьбой не отправлять корабль на ремонт, не вернётся. Но всё оказалось тщетно.

Но судьба распределила офицеров благосклонно. В дальнейшем Ю.М. Пирняк стал командиром КИК «Маршал Крылов», потом его сменил капитан 3 ранга Вадим Евгеньевич Шардин. Между прочим, вся военная жизнь В.Е. Шардина была связана с кораблями пр. 1914, он же в 1990-х гг., привёл «Маршала Крылова» в США, в Сиэтл, где корабль и его экипаж никого не оставили равнодушными, показал реальный уровень развития и подготовки российского Военно-Морского Флота. Существует красивая фраза, что холодная война закончилась с заходом сверхсекретного корабля советского ВМФ в территориальные воды США. С именем В.Е. Шардина связан такой любопытный факт: командование «Маршала Крылова» в лице командира, старпома, штурмана, помощника было представлено выпускниками училища радиоэлектроники им, А.С. Попова. Это логично: многие офицеры других специальностей не так легко ориентировались в боевом использовании корабля. Даже помощник по снабжению был с профильным радиоэлектронным образованием. Шутили: осталось переучить механика. И именно заслуга В.Е. Шардина, что «Маршал Крылов» остался на плаву, не ушёл «на иголки», не передислоцировался в Приморье. Слово командира оказалось крепче стали.  

Основные характеристики проекта:

Тип корабля          стальной, двухвинтовой, с удлиненным баком и двухъярусной надстройкой, 14 отсеков

Длина, м               211,2

Ширина, м   27,7

Высота борта в носу, м    19,8

Высота борта в корме, м           15,2

Высота борта на миделе, м       15

Высота рангоута, м                  60

Средняя осадка, м                    8

Максимальное водоизмещение, т        24 300

Скорость хода, уз                     22

Главная машина    дизель гидрозубчатый агрегат ДГЗА-6У

Автономность, сут 120

Экипаж, чел 396 

Новый проект был разработан с целью расширить круг решаемых ВМФ задач, К существующим добавилась задача обследования районов приводнения космических аппаратов и головных частей для их поиска и эвакуации или уничтожения. И, что очень важно, существенно расширились возможности кораблей по проведению морских поисково-спасательных работ. Новое развитие получили разведывательные возможности кораблей. Соединение получило первый двухвинтовой корабль. Довольно мощные средства наблюдения позволяли выполнять дополнительные и разнообразные задачи. Имелась РЛС «Топаз» (на «Маршале Крылове» — «Фрегат»), два комплекта РЛС «Вайгач». Кроме того, корабль впервые в истории ТОГЭ был оборудован штатными гидроакустическими станциями МГК-335, МГ-349 и двумя комплектами МГ-7.  

Общекорабельное описание  

Корпус корабля имел противоледовый пояс по классу Л1 и, стоит сказать, что этот пояс был прекрасно испытан при возвращении с ходовых испытаний в декабре 1983 г. Зима была холодной, лёд в Финском заливе уже встал, а корабль возвращался в Ленинград без сопровождения ледоколов. Председатель госкомиссии вице-адмирал Е.И. Волобуев дал возможность испытать корпус в реальном льду.

Корабль имел три мачты: фок, грот и бизань. Если фок-мачта была небольшой, то грот- и бизань- мачты имели внутренние помещения. Имелось два бассейна для купания экипажа: один на верхней палубе, точнее на палубе надстройки третьего яруса, а другой — в спортзале. После одного из ремонтов корабля в «Дальзаводе» появился ещё один бассейн — в бане офицеров в медицинском блоке. Корпус состоял из 281 шпангоута со шпацией 600—800 мм, 14 отсеков.

Корабли ОГЭ исторически стояли на передовых рубежах использования морской авиации. Пр. 1914 имел два вертолёта с возможностью их хранения и обслуживания в раздельных ангарах, которые были оборудованы по всем требованиям безопасности и удобства применения вертолётов. Периодически возникали шутки по поводу существования командира БЧ-6 — командира авиационной боевой части, хотя в штате этой должности не было. Все операции с вертолётами были полностью автоматизированы, а над вертолётной палубой размещался запасной командный пункт, где, как правило, находился руководитель полётов. Впервые на КИКах появился автоматизированный вертолётный комплекс «Привод-В».

Корабль имел штатное ракетно-артиллерийское вооружение: на баке стояли установки ТКБ-12 с боекомплектом в 120 осветительных снарядов «Свет». Кроме того, конструкторы предусмотрели установку шести артиллерийских колонок АК-630 — 4 в корме и 2 в носу.

Впечатляют движительные устройства «Маршала Неделина». Помимо двух основных винтов регулируемого шага диаметром 4900 мм он имел две выдвижных движительно-рулевых колонки (ВДРК-500, диаметр винта 1500 мм) и два подруливающих устройства ПУ-500А (диаметр винта 1500 мм). Причём, при помощи ВДРК корабль мог двигаться со скоростью до 6 уз. Именно эти ВДРК спасли корабль при возникновении возгорания на юте зимой 1985 г.: он немедленно дал ход и отошёл от очага возгорания на льду б. Крашенинникова. В носу корабля располагалась бульба с резонатором гидроакустической станции. Изначально корабль имел три якоря весом по 11 т: левый, правый и кормовой. Но во время испытания якорного устройства случилось происшествие: повреждение этой бульбы и конструкторы приняли решение сместить клюз левого якоря в нос. Пр. 1914.1 эту конструктивную особенность имел уже изначально.

Плавсредства представляли четыре закрытых спасательных шлюпки, специальный катер для буксировки спускаемого аппарата (на «Маршале Крылове» такого нет), командирский и рабочий катер. Кроме того, имелось два шестивёсельный яла. Совершенно уникальным было бортовое подъёмное устройство для эвакуации спускаемого аппарата. Именно оно было в 1992 г. использовано «Маршалом Крыловым» при работе по программе «Европа-Америка-500» во время визита в Сиэтл для подъёма контейнера, запущенного с космодрома Плесецк. В штатные средства пр. 1914 входил также автомобиль ЗИЛ-131, закреплённый на палубе надстройки 1 яруса левого борта.

Измерение параметров космических и ракетных аппаратов производится в неустойчивой океанской среде, поэтому в конструкции корабля имелась очень важная система измерения деформации корпуса «Радиан» и система гиростабилизации «Альфа». Каналы измерения «Радиана» проходят вдоль бортов и поперёк корпуса — продольная и поперечная деформация и изгиб корпуса. В виде поправок эти параметры привязаны к координатному центру корабля, так называемой, центральной контрольной точке и от неё ведётся весь координатный расчёт для антенных систем.

Естественно, океанский корабль необходимо оснастить современными навигационными средствами. Пр. 1914 оборудован системой спутниковой навигации, причём на «Маршале Неделине» это было сделано впервые для надводных кораблей СССР. При переходе в 1984 г. на Камчатку была испытана уникальная навигационная система «Скандий», разработанная научно-исследовательским навигационно-гидрографическим институтом в Ленинграде. Навигацию обеспечивала РЛС «Волга» и «Вайгач».

Рассказ о судовых особенностях пр. 1914 был бы неполным, если не упомянуть о бытовых и санитарных условиях.

Во-первых, в надстройке первого яруса, в его носовой части находился комплекс помещений под названием «Медблок». В его состав входила операционная, рентген-кабинет, стоматологический кабинет, процедурная, две каюты космонавтов. Это позволяло практически полностью обеспечить необходимое медицинское обслуживание экипажа в океане.

Во-вторых, клуб с балконом и сценой, спортзал с бассейном и душевыми, баня личного состава, библиотека, ленинская каюта, канцелярия, парикмахерская, судовая лавка, столовая и две кают-компании. В дальнейшем одно из помещений надстройки 1 яруса было переоборудовано в зал тяжёлой атлетики. Слегка отличается набором этих помещений пр. 1914.1 — у него рядом с кают-компанией офицеров размещается биллиардная. На «Маршале Неделине» биллиардный стол стоял в салоне кают- компании офицеров.

Экипаж имел очень неплохие бытовые условия. Спальные места: для 104 офицеров, 86 мичманов и 252 матросов и старшин срочной службы. Матросы и старшины размещались в 4-местных каютах с отдельным умывальником и шкафами для личных вещей. Вдоль переборок стоял стол и диван. Мичманы жили в двухместных каютах с умывальником, младшие офицеры в двухместных каютах с душем, а командиры боевых частей в надстройке 2-го яруса — в одноместных каютах. Командование корабля располагалось в блок-каютах: помещение со спальней, туалетом и кабинетом для совещаний. Кроме того, у командира корабля был свой салон, куда он мог пригласить гостей корабля в торжественных случаях.

Два дизель-гидрозубчатых агрегата (ДГЗА) состояли каждый из двух дизелей 68Е производства завода «Русский дизель» общей мощностью З0000 л.с. Два вспомогательных котла КАВВ-10/1 с производительностью 10 т/ч (напомним — главные котлы пр. 1128 «Бабкок-Вилькокс» давали 13 т), Энергией корабль снабжался от восьми дизель-генераторов 6Д40 суммарной мощностью 12000 кВт трёхфазного переменного тока и напряжением 380 В. При движении экономическим ходом под двумя дизелями расход топлива составлял около 60 т/сут, масла — около 1 т. Корабль оснащён центральной системой кондиционирования воздуха (26 установок «Пассат»), рефрижераторными и опреснительными установками (пять опреснительных установок общей производительностью 70 т/сут). Предполагалось круглосуточное снабжение экипажа мытьевой водой, но жизнь сразу же внесла свои коррективы: вода бытовым потребителям давалась строго по расписанию. Пожалуй, это единственное бытовое неудобство для экипажа, На экономичном ходу корабль мог пройти на своих запасах более 40000 миль. Причём, корабль был достаточно маневренным — диаметр циркуляции составлял от 3 до 4,5 кабельтов.

Несомненной особенностью корабля было побортное расположение изолированных кабельных коридоров, что позволило избежать многочисленных кабельных вводов-выводов и повысило живучесть проекта.

В декабре 1984 г. КИК «Маршал Неделин» по просьбе института им. Крылова вышел на штормовые, как они назывались, испытания. «Строителей корабля приглашаю на ГКП — посмотреть, как ведут себя конструкции корабля во время качки», — обратился по громкой связи председатель государственной комиссии вице-адмирал Е.И. Волобуев. Корабль испытания элементарно выдержал (а потом мы убедились, что он играючи проходил почти любые штормовые места в океане). «Балтсудопроект» создал корабль, способный без ограничений выполнять измерения при волнении моря 7 баллов включительно. Существенным недостатком корабля пр. 1914 был, пожалуй, только один: повышенная вибрация от главных машин, особенно в каютах в районе миделя. Многие офицеры уходили ночевать на боевые посты, так как заснуть на полном или среднем ходу было иногда невозможно. После госиспытаний переборки дополнительно укрепили, но это скорее было косметическое вмешательство: переборки стали шуметь меньше, но вибрация осталась. Видимо строители пр. 1914.1 учли это и, по отзывам экипажа, на «Маршале Крылове» шум меньше.

Корабль очень активно использовался, особенно в 1987-1989 гг. Достаточно сказать, что «пробег» «Маршала Неделина» составил за эти годы почти половину боевого пути «малышей» — так стали называть пр. 1128, 1129.

Беда пришла вместе с большими общественно-политическими изменениями в государстве. Исходя ещё из советских планов, корабль становился в текущий ремонт на «Дальзавод». Планировался обычный корабельный ремонт: дизели, навигационное оборудование, измерительный комплекс частично планировал обновить вычислительную технику, но ничего революционного. В декабре 1990 г. офицерское собрание написало письмо Министру Обороны СССР Д.С. Язову, в котором было выражено крайнее беспокойство за корабль. Всё оказалось тщетно, МО СССР не ответило даже отправкой маленькой комиссии или проверяющего. Два месяца корабль держали на рейде Владивостока, там экипаж пережил первые реформы премьер- министра B.C. Павлова, затем был поставлен к стенке «Дальзавода». К стенке!...

Его очень быстро разобрали, а потом «оказалось», что денег у ТОФ нет. Это стало началом конца великого корабля пр. 1914. Корабль не ремонтировался, но и не разбирался. В 1996 г. во время ветра его навалило на стоящий у борта СКР, слегка поломало палубное оборудование. Одним словом, из-за нерешённости вопросов по кораблю он стал просто помехой в б. Золотой Рог и его убрали в б. Улисс.  

Основные запасы корабля:

Дизельное топливо,т                 5 290

Масло М16ДР, т                        70

Масло М20Г2, т                        110

Авиационное топливо, т .105

Питьевая вода, т                       430

Мытьевая вода, т            650

Котельная вода, т           50 

Глава из книги Курочкин А.М., Шардин В.Е. "Район закрытый для плавания. История секретных экспедиций".

создание интернет сайта - Студия Триас