6.06.1959 г. на кораблях Тихоокеанской гидрографической экспедиции были подняты флаги судов гидрографической службы ВМФ СССР. 24 июля является днём рождения ТОГЭ, впоследствии 35-й бригады кораблей измерительного комплекса (35 брКИК).
В состав экспедиции вошли следующие корабли:
«Сибирь» — флагман на всю историю, пр. 1128, войсковая часть 30829;
«Сучан» — пр. 1128, в 1973 г. переименован в «Спасск», войсковая часть 20326;
«Сахалин» — пр. 1128, войсковая часть 53189;
«Чукотка» — пр. 1129, затем 1129Б, войсковая часть 40170.
Правительственной комиссией по созданию ПИК руководил будущий глава государства Л.И. Брежнев, а решение по строительству посёлка, где планировалось поселить экипажи, и по переходу Северным морским путём принимал лично II.С. Хрущёв — руководитель СССР в то время.
В марте 1959 г. началось комплектование экипажей кораблей и штаба соединения, в котором принимали участие все флоты СССР. Многие офицеры имели опыт Великой Отечественной войны.
Первая работа по ракете Р-7 состоялась 18.10.1959 г., а 3.10.1959 г. экспедиция под командованием Ю.И. Максюты (впоследствии контр-адмирала, лауреата Ленинской премии) впервые вышла на просторы Тихого океана и взяла курс на Гавайские острова, на «Акваторию».
Корабли экспедиции были загружены боевой работой весьма плотно, возвращаясь на базу в основном для пополнения запасов топлива, продовольствия и ЗИПа. Не было у ТОГЭ-4 возможности отдыха. Удивительно, но из-за высокой секретности офицеры были лишены нормального продвижения по службе, пока не обратились по эти вопросам в ЦК КПСС.
В 1961 г., выйдя на боевую службу 9 января и отработав в океане по боевым ракетам 58 суток, 7 марта корабли вернулись в базу.
А уже через неделю, 13.03.1961 г., все четыре корабля вновь покинули Камчатку. Максюту перед выходом в океан предупредили: в плане работ возможны изменения. А уже в океане, вскрыв пакет с приказом-заданием на поход, командование соединения поняло: предстоит что-то важное и необычное.
К назначенной точке приказано было идти полным ходом. По прибытию в район корабли расположились не треугольником, как обычно, а в линию. И только когда корабли экспедиции заняли заданные позиции, поступила поясняющая информация:
12 апреля предстоит работа с космическим кораблём «Восток».
На 25-й минуте после старта Ю.А. Гагарина моряки приняли и немедленно передали в ЦУП первые сигналы бортовой телеметрии: «Пульс — 76, дыхание — 18». Ещё через 10 мин приступили к расшифровке всего комплекса данных, поступивших с борта «Востока». Когда после соответствующей обработки передали их в центр, в ответ получили: «Он уже на земле. Благодарим за службу!»
Через неделю, когда вернулись в базу, моряки увидели на страницах газет лицо того, кто стал первым человеком в космосе. Таким было начало.
Основными задачами 4 ТОГЭ были:
- измерение траектории полёта стратегической ракеты на всех участках;
- определение координат точки падения головной части; контроль за работой механизма ядерного устройства;
- регистрация, дешифровка и обработка телеметрической информации;
- траекторный и телеметрический контроль космических объектов;
- централизованная связь с космонавтами.
Вся история экспедиция была совершенно секретной, не только в печати, но и в простых разговорах никто не упоминал эти корабли. Даже авторы этой книги впервые услышали о кораблях, которым отдали лучшие годы своей жизни, лишь непосредственно перед назначением. Соединение для местных жителей было привычно-загадочным. Эти корабли маячили в б. Крашенинникова с 1959г., регулярно исчезая, появляясь, и увеличиваясь количественно («Маршал Крылов» стал восьмым). Называли их то «экспедиция», то «максютовцы», то просто «шары, шарики». Никого это особо не удивляло — ведь даже поселок на берегу бухты назывался то г. Петропавловск-Камчатский-50, то пос. Советский, то пос. Приморский, то г. Вилючинск. Особо любознательный мог бы услышать (до того, как попал бы под опеку местных особистов), что корабли входят в состав ТОГЭ-4 и занимаются «исследованием высотных слоев атмосферы». Именно так учили личный состав отвечать на вопросы посторонних. Выглядели корабли экспедиции тоже довольно нестандартно: они не были полностью белыми, как другие гидрографы или «корабли науки» типа «Космонавт Юрий Гагарин», фото которого часто появлялось в иллюстрированных журналах того времени. Они не были выкрашены в шаровый цвет, как все корабли советского ВМФ, хотя несли именно Военно-Морской флаг (до 1974 флаг гидрографической службы ВМФ) и гюйс. Они имели белые надстройки с множеством разнообразных антенн и шарового цвета корпус. Опытный взгляд мог бы угадать под радиоэлектронными наслоениями добропорядочное сухогрузное происхождение этих судов, ставших по воле партии и правительства кораблями 1 ранга.
Кому они подчинялись, тоже никто толком не знал, включая командование многочисленных камчатских воинских частей. Только получив назначение на должность на один из этих кораблей и соответствующую форму допуска (минимум 2-я, для некоторых должностей — 1-я) офицер узнавал, что слова про гидрографию означают романтичный термин «легенда прикрытия». Что служить он попал на ПИК МО СССР, который состоит из кораблей измерительного комплекса (КИКов), что подчиняется ПИК МО сразу трем главнокомандующим: ВМФ, РВСН и ВКС (тогда называлось — УНКС, затем ГУКОС), что основной документ, определяющий боевую деятельность соединения (средней толщины красная книжка, чтобы взять в руки которую и нужна 2-я форма допуска) так и принято называть: «приказ двух главкомов». В составе Тихоокеанского флота ПИК МО числился как 35-я бригада кораблей спецназначения (затем — кораблей измерительного комплекса) с соответствующим штатным расписанием. К слову, на флотское штатное расписание бригада перешла в середине 1960-х годов, до этого штат был армейский.
В этом было существенное на непосвященный взгляд отличие кораблей ТОГЭ от своих атлантических собратьев, «кораблей науки» с именами космонавтов на борту. Те суда, входившие в состав Балтийского и Черноморского пароходств, имели гражданские морские экипажи и, так называемую, «экспедицию» из офицеров ВКС в штатском для обслуживания аппаратуры, являвшихся, но сути, пассажирами. Им, в отличие от кораблей ТОГЭ, не запрещалось заходить в иностранные порты.
Поскольку их зоной ответственности была Атлантика, а ТОГЭ — Тихий и Индийский океаны, корабли практически не встречались, хотя часто работали по одним объектам и знали друг о друге. Пожалуй, было только три встречи: работа «Чумикана» с «Космонавтом Владиславом Волковым», «Космонавтом Виктором Пацаевым” и «Космонавтом Георгием Добровольским» поБОРу и совместная работа «Маршала Неделина» по «Бурану» с «Космонавтом Георгием Добровольским». За специфическую окраску, флотскую форму, «крейсерскую» организацию и условия службы ТОГЭ в этом морском сообществе называли «чёрной экспедицией».
В первый штаб ТОГЭ-4 (войсковая часть 10573) вошли:
- заместитель по специзмерениям сотрудник НИИ-4 инженер-подполковник В.А. Авраменко, затем А. П. Бачурин;
- флагманский связист капитан 3 ранга А.И. Сахаров;
- флагманский штурман капитан 3 ранга И.Т. Шевченко;
- инженер-механик капитан 2 ранга А,А. Тихонов;
- флагманский специалист по обработке инженер-капитан С.И. Крошко;
- командир группы радиотехнических измерений инженер-капитан Ю.В. Гичкин;
- заместитель командира но политчасти капитан 2 ранга М.В. Чиненов.
Служба ТОГЭ-4 была весьма напряжённой, корабли находились в море, а задачи испытания новых вооружений только расширялись — холодная война. Именно поэтому уже в 1961 г. было создано аналогичное соединение ТОГЭ-5, которое должно было базироваться там же и жило по тем же правилам и распорядку, что и ТОГЭ-4. Удивительно, но личный состав двух экспедиции в те годы практически не встречался друг с другом и не сотрудничал, не проводил совместных мероприятий и учений.
Таким образом, в 1963 г. бухта Крашенинникова пополнилась новыми кораб¬лями—к уже имеющимся добавились «Чажма» и «Чумикан» водоизмещением 13тыс. т каждый. Было создано два соединения: ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 или, как говорили максютовцы, соединение «С» и соединение «Ч» — по первым буквам названий кораблей. В 1963 г. ЭОК (так они классифицировались) «Чажма» и «Чумикан» пришли на Камчатку и встали на рейд. В эту же экспедицию передали модернизированную, полностью переделанную «Чукотку», которая в ТОГЭ-4 оказалась как-то не у дел: изначально этот корабль планировался как ретранслятор, обеспечивающий связь между кораблями ТОГЭ и узлом связи штаба ТОФ. Это, прежде всего, касалось буквопечатающей связи, так как использовались маломощные передатчики Р-641 «Тантал» мощностью 1 кВт. Но в процессе работы связистами были составлены таблицы возможного использования частот в зависимости от времени суток, благодаря которым выходили на связь с узлом связи ТОФ напрямую.
Появление в бухте новых кораблей было встречено с интересом. Прежде всего, поражали размеры. Корабли соединения «С» имели «всего» 108 м длины, 15 м — ширины, водоизмещение около 6 тыс. т. Новые корабли отличались окраской. Если «старые» красили борта в черный цвет (ниже ватерлинии «Сибирь» и «Сучан» красились свинцовым суриком красно-коричневого цвета, а «Сахалин» — зеленого), то новые были белыми или чуть сероватыми. Питание в столовой, а не в кубриках по бачкам. «Чажма» и «Чумикан» оснастили более мощным вертолётом и трактором для буксировки вертолета из ангара. Впечатляющие передатчики «Вяз» с мощностью в 5 кВт и направленной антенной. Даже песня появилась со словами:
«Да, был сегодня неплохой улов,
И, не тая победного экстаза,
Ликует «Чумикан» как тигролов,
Грозя врагам рогатиною «Вяза».
Первые походы у ТОГЭ-5 были на северный полигон (30-е широты), тогда как ТОГЭ-4 продолжали практически беспрерывно ходить на 5-й градус и южней за экватор. Каких-то близких контактов между кораблями в то время не было. Командовал ТОГЭ-5 капитан 1 ранга Евгений Яковлевич Онищенко (по прозвищу «Дед», в прошлом начштаба у Максюты), ТОГЭ-4 капитан 1 ранга — Владимир Михайлович Новиков, носящий прозвище «Слон» за немыслимые габариты. В свое время он был чемпионом Балтийского флота по штанге.
«Чажма» и «Чумикан» всегда стояли на рейде б. Крашенинникова и к пирсу не подходили — там швартовались только «малыши». За внешний вид антенн «Чажмы» и «Чумикана» всю экспедицию в Приморском прозвали «шариками».
Жители Приморского знали точно: «шарики» ушли в океан — через пару недель кого-нибудь запустят в космос, это уж наверняка. Или — «ТАСС уполномочен заявить...».
Верной приметой были корабельные вертолеты Ка-15 (позже — Ка-25 ПЛ): за неделю до выхода в море они каждый день усердно стрекотали над Приморским, выполняя тренировочные полеты. Потом один из «шариков» уходил в океан. Или все сразу.
В 1984 г. на экспедицию пришёл новый, совершенно удивительный корабль, сверкающий белыми бортами, ежедневно жужжащий вертолётами над бухтой — «Маршал Неделин». Проект 1914 вобрал в себя весь опыт работы с космическими объектами, огромный опыт судостроительной промышленности России и Советского Союза. Проект специальной постройки был по-настоящему уникальным, как с точки зрения радиоэлектронной начинки, так и с точки зрения мореходных качеств. Назван в честь первого главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения маршала Митрофана Ивановича Неделина, который трагически погиб 24.10.1960 г. на испытании одной из баллистических ракет. А когда стал рождаться пр. 1914, то ему решено было присвоить имя М.И. Неделина. В 1983 г. группа офицеров, строящегося тогда корабля, была в гостях у родственников маршала, передала сувениры и приглашение быть гостями в экипаже. Портрет М.И. Неделина всегда висел в кают-компании. А на заводе рабочие в шутку называли наш корабль «Митрофаном»: «Завтра «Митрофан» на госиспытания уходит».
Через четыре года ТОГЭ пополнил ещё один корабль этого проекта — «Маршал Крылов».
Этапы жизни «чёрной экспедиции»:
1958 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о создании ПИК, 4-ой Тихоокеанской гидрографической экспедиции, войсковая часть 10573.
21.07.1959 г. в 5 ч 30 мин корабли от восточной стенки Усть-Рогатки в Кронштадте северным морским путём взяли курс на Камчатку.
31.08.1959 г. корабли бросили якорь в бухте Крашенинникова.
11.09.1961 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР создаётся ТОГЭ-5, войсковая часть 60111, в составе ЭОК «Чажма» (пр. 1130, войсковая часть 36083), ЭОК «Чумикан» (пр. 1130, войсковая часть 42864) и ЭОС «Чукотка» (пр. 1129Б, утверждено решение о переоборудовании)
06.1962 г. командиром ТОГЭ-5 назначен капитан 1 ранга Е.Я. Онищенко, заместителем по специзмерениям инженер-полковник В.В. Шмелёв.
23.07 - 5.10.1963 г. переход кораблей «Чажма» и «Чумикан» Северным Морским Путём.
1966 г, корабли переклассифицированы в корабли измерительного комплекса 1 ранга.
12.03.1974 г. Директивой ГШ ВМФ на базе ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 образована ОГЭ-5, войсковая часть 60111. Командиром ОГЭ-5 назначен капитан 1 ранга (впоследствии контр-адмирал) Энгельс Яковлевич Краснов
1.06.1981 г. управление 5 ОГЭ переименовано в управление 35 брКИК.
1984 г. в состав 35 брКИК принят КИК «Маршал Неделин».
1990 г. в состав бригады входит КИК «Маршал Крылов».
1991 г. выведен из состава и списан КИК «Сибирь».
1993 г. выведены из состава и списаны КИК «Сахалин», «Чукотка». 10.1994 г. корабли переданы в состав 173-й брРК.
35-я брКИК прекратила своё существование.
1995 г. выведен из состава и списан КИК «Чажма».
1996 г. выведены из состава и списаны КИК «Чумикан», «Спасск». 05,1998 г. КИК «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов» переданы в состав 114-й бркОВР.
1999 г. КИК «Маршал Неделин» досрочно списан из состава ВМФ.
Командиры ТОГЭ-4:
Контр-адмирал Юрий Иванович Максюта 1959—1963 гг.
Капитан 1 ранга Владимир Михайлович Новиков 1963-1968 гг.
Капитан 1 ранга Виктор Дмитриевич Корытин 1968-1971 гг.
Капитан 1 ранга Краснов Энгельс Яковлевич 1971-1974 гг.
Командиры ТОГЭ-5:
Капитан 1 ранга Евгений Яковлевич Онищенко 1962-1971 гг.
Капитан 1 ранга Витольд Георгиевич Гатчинский 1971-1974 гг.
Командир ОГЭ-5:
Контр-адмирал Энгельс Яковлевич Краснов 1974-1981 гг.
Глава из книги Курочкин А.М., Шардин В.Е. "Район закрытый для плавания. История секретных экспедиций". |