Юферев С. "Россия нуждается в сильном авианосном флоте"

 Еще достаточно давно, в перестроечные годы, общаясь с одним из американских адмиралов, руководители ВМФ СССР были шокированы его заявлением. Адмирал ВМС США отметил: «Разве какая-то страна в мире рискнет провести захват хотя бы одного американского гражданина, в этом случае придет американский авианосец, и проблема будет решена так как надо. И даже, если мы подарим вам один из наших авианосцев, к примеру, авианосец типа «Форрестол» с авиакрылом, то это не поможет, так как для освоения данного авианосца придется заплатить кровью летчиков, а заодно «пробежать» тот путь, который США прошли за без малого 60 лет, в то время как мы сможем продвинуться еще дальше». 

Так получилось, что в СССР и России исторически вопросам авианосного флота уделялось недостаточное внимание, как нет у нас и основных компонентов перспективной боевой авианосной системы. Единственный российский авианосец, точнее - авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является своего рода «учебной партой» для летчиков корабельной авиации, выполняя заодно с этим роль «устрашающего и большого» флагоносца. При этом его реальные боевые возможности существенно уступают современным американским авианосцам.

Однако обладание современными авианосцами является необходимым условием для проецирования силы. Универсальные десантные корабли (УДК) и авианосцы – это именно те корабли, которые необходимы для проецирования силы на проблемные регионы. Так в свое время, если бы в Южно-Китайском море находился российский авианесущий крейсер с БДК и рядом кораблей боевого охранения, которые опирались на дружественный России Вьетнам и военно-морскую базу в Да-Нанге, вряд ли бы руководство Таиланда решилось на выдачу США российского предпринимателя Виктора Бута. Тогда ситуация могла решиться совершенно иначе и его бы «по-тихому» отправили в Россию.

Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"

Но это пример всего лишь с одним человеком, в то время как последние десятилетия приводят нам примеры активного проецирования силы против отдельных государств: Югославии, Ливии и, наконец, Сирии. В этой обстановке все более актуальным становится вопрос, а кто будет после Сирии? Многие эксперты сходятся во мнении, что в числе возможных жертв могут быть те страны, которые являются покупателями российского оружия и в экономике которых достаточно активно участвует российский частный капитал. Исходя из этого, российским предпринимателям в скором времени придется финансировать именно ВМФ с его авианосцами и универсальными десантными кораблями, а также силы российской стратегической авиации. Именно они способны в мирное время проецировать реальную военную силу практически в любой уголок нашей планеты, а также защищать интересы российских граждан и отечественного капитала за рубежом. 

Примерно через 3-4 года в состав ВМФ России должны будут войти первые 2 десантно-вертолетных корабля-дока французской разработки типа «Мистраль» (из 4-х, которые были заказаны). Идет постройка фрегатов типа «Адмирал Горшков» и сторожевых кораблей типа «Стерегущий». Ведутся работы по проектированию эсминца с современной системой противовоздушной и противоракетной обороны. Исходя из этого, задел для создания боевого охранения будущих авианосцев будет создан. Помимо этого предполагается провести модернизацию имеющихся тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР) проекта 1144 «Орлан» (в резерве флота находится 3 корабля данного проекта). К этому проекту, в частности, относится единственный находящийся в строю тяжелый атомный крейсер «Петр Великий». Наряду с этим продолжаются госиспытания головной многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск» (тип «Ясень»), вооруженной крылатыми ракетами.

Каким будет современный российский авианосец

Дело остается за малым – спроектировать и построить новый российский авианосец, который будет в состоянии решать разнообразные задачи в Мировом океане. России необходим корабль, который по своим размерам будет сопоставим с авианосцами проекта 11437 «Ульяновск», обладавшими водоизмещением в 70-80 тысяч тонн. В настоящее время 2 авианосца такого водоизмещения строит Великобритания, а также собирается построить Франция. Вряд ли Россия беднее двух этих стран. Стоит также отметить, что использование трамплина для взлета на нашем авианосце «Адмирал Кузнецов» является больше не научно обоснованным решением, а данью тем руководителям, которые за освоение принципиально новых технологий и техники хотели получить звание Героя Социалистического Труда. Именно трамплин «съел» приблизительно 12-16 самолетов из авиагруппы «Адмирала Кузнецова» по причине невозможности их распределения в носовой части корабля.

Су-33 на палубе "Адмирала Кузнецова"

В ближайшее время единственный российский авианосец ждет капитальный ремонт и процедура модернизации. Возможно, у нового командования ВМФ хватит ума для того, чтобы убрать с корабля все «глупости», расширить ангар и увеличить авиагруппу. Да и с «цирковым трамплином» и капризной энергетической установкой необходимо что-то делать. В настоящее время США и КНР уже создали собственные электромагнитные катапульты. Американцы активно используют их на авианосцах, эти катапульты не зависят от мороза, им все равно в какую погоду работать. В то же время ВМФ России, используя трамплин, не может поднять с палубы авианосца самолет с максимальной боевой нагрузкой. В ближайшее время в этой области нас смогут обойти китайцы, электромагнитная катапульта у них уже готова и работает, пусть пока только на земле. При этом Китай собирается строить атомные авианосцы, начав с водоизмещения в 65-70 тысяч тонн. 

Основным требованиям к перспективным российским авианосцам сегодня считается «многосредовость». То есть такие корабли должны обладать возможностью действия во всех средах – воздухе, воде, суше, подводном пространстве и космосе. При такой концепции новый корабль должен сочетать в себе функции плавучего штаба и корабля управления, обладая мощными ударными средствами поражения, не являясь лишь носителем авиации.

В качестве штабного корабля, такой крейсер должен управлять действиями межвидовых группировок войск на морских, океанских, прибрежных и сухопутных ТВД, сам находясь в составе одной из таких групп. Для решения данной задачи перспективному авианосцу понадобится осуществлять взаимодействие с российской орбитальной группировкой, получая от нее целеуказания, данные разведки, передавая информацию подводным и надводным силам, береговым войскам, морской авиации ВМФ, авиации ВВС и т.д.

Авианосец "Ульяновск" (проект, СССР)

Обладая необходимой наступательной мощью, авианосец должен иметь возможность решения ударных задач, он должен быть способен наносить удары по надводным и наземным целям с помощью своей палубной авиации, а также штатных корабельных ракетных комплексов и систем. В случае необходимости авианосцу надо будет принимать участие в боевых действиях разного рода интенсивности, прежде всего в столкновениях типа «берег-море». Исходя из этого, в числе предъявляемых требований находятся такие, как практически неограниченная автономность за счет применения атомной силовой установки, а также высокая боевая устойчивость и всепогодность действий. Предполагаемая автономность и длительность плавания авианосца должна ограничиваться только необходимостью смены его экипажа. 

Предполагается, что российские перспективные авианосцы будут использоваться в составе основной авианосной ударной группы, которая будет включать в себя минимум 6 боевых кораблей, а также 1-2 подводных лодки, которые будут выполнять задачи боевого охранения. Предполагается, что проектирование авианосца будет закончено к 2018 году, после чего начнется постройка корабля. Ранее, 23 ноября 2012 года, адмирал Виктор Чирков, главнокомандующий ВМФ России, отметил, что Россия нуждается в современных авианесущих крейсерах, разработка которых завершится до 2020 года в рамках действующей госпрограммы вооружений. Денежные средства на проведение необходимой работы в КБ уже выделены. Предполагается, что имеющийся в строю авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» до 2020 года пройдет программу модернизации. А еще в ноябре 2011 года бывший главком ВМФ Владимир Высоцкий отметил, что Россия к 2027 году должна получить 2 авианосные ударные группы, расположенные на Северном и Тихоокеанском флотах.

Навигационный комплекс для «слепой» посадки на авианосец

В самом конце ноября появилась информация о том, что российские инженеры создали навигационный комплекс для морской авиации, который способен обеспечить «слепую» посадку самолета на палубу авианосца. В самое ближайшее время будут начаты госииспытания данного комплекса, в том случае, если они окончатся успешно, то перед российской палубной авиацией откроются новые возможности. Даже обычная посадка на палубу авианосца – это занятие не для трусов. Истребитель, который в обычных условиях садится на полосу длиной в 2 тысячи метров и 50 метров в ширину, должен совершить посадку на площадку, которая в 10 раз короче и в 1,5 раза уже, которая при этом может раскачиваться и находится в движении. Торможение самолета на палубе происходит при помощи специальных тросов аэрофинишера (или срочно поднявшегося аварийного барьера, если посадка происходит совсем плохо). При этом посадку требуется выполнять на форсаже, потому что в случае промаха мимо тросов аэрофинишера у самолета оставался шанс на набор высоты и уход на второй круг.

УДК типа "Мистраль"

Количество людей, которые способны посадить самолет на палубу авианосца, очень мало, а любые осложнения, связанные с погодой, сокращают число готовых к вылету экипажей значительно надежнее, чем ПВО вероятного противника. Ни один командир авиакрыла не поднимет в воздух самолеты в том случае, если ожидаемые условия посадки будут более жесткими по сравнению с теми, к которым готов пилот. Американский морской флот, благодаря многолетней традиции эксплуатации различных палубных самолетов, смог накопить большой опыт «слепых» посадок, но и в США посадить самолет на палубу в снежный заряд над Северной Атлантикой или во время песчаной бури над Персидским заливом может далеко не каждый летчик. 

Для отечественной морской авиации вопрос погодных условий стоит гораздо острее: в настоящее время главные базы океанских флотов России находятся в районах, которые славятся своей погодной непредсказуемостью. Для Северного флота эти сюрпризы отягощаются также и полярной ночью. Созданная система слепой посадки, получившая обозначение СРНК (спутниковый радионавигационный комплекс), позволяет существенно повысить точность определения координат летательных аппаратов за счет использования метода относительной навигации. В его основе находится уже достаточно давно используемая спутниковая навигационная система, но в данной случае самолет, который заходит на посадку, в режиме реального времени ведет обмен сигналами с еще одним самолетом, который оснащен таким комплексом.

Дополнительная точка отсчета позволяет довести точность определения координат до значения в 10 сантиметров и соотнести ее с координатами самого корабля, принимая во внимание, в том числе, и колебания авианосной палубы. Выводимая на индикатор на лобовом стекле (ИЛС) прицельная марка (летчик должен удерживать ее в заданной точке) обеспечивает правильный прицельный привод самолета на посадку и касание палубы авианосца с допустимым отклонением даже в условиях абсолютно нулевой видимости.

Истребитель МиГ-29КУБ

В будущем СРНК можно будет устанавливать на всех самолетах, так как точность посадки в любых метеоусловиях является актуальной для всех летчиков, не только морских. Блок СРНК можно будет установить не только на летательный аппарат, но и на командно-диспетчерский пост аэродрома, позволяя самолету, оснащенному данной системой, произвести посадку в отсутствии видимости земной поверхности. В идеале данная система поможет избежать катастроф, которые подобны крушению Ту-154 с президентом Польши на борту вблизи аэродрома Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года. 

Предварительные испытания созданной системы уже продемонстрировали положительный результат – истребитель Су-30, который оснащался данным комплексом, выполнил ряд проходов над взлетной палубой «Адмирала Кузнецова» с касанием палубы колесами шасси. В том случае, если госиспытания СРНК закончатся успешно, комплекс будет установлен на стоящих на вооружении Су-33, а затем и на перспективных МиГ-29К, которые были заказаны для авиации ВМФ России в рамках госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года.

Источник  - http://topwar.ru/21613-rossiya-nuzhdaetsya-v-silnom-avianosnom-flote.html
 

создание интернет сайта - Студия Триас