Отчет командования Тихоокеанского флота по приему Азиатской эскадры США во Владивостоке 28 июля — 1 августа 1937 г.

Отчет командования Тихоокеанского флота по приему Азиатской эскадры США во Владивостоке 28 июля — 1 августа 1937 г.

Секретно 

I. Указания о приходе эскадры 

Организация приема приходящей иностранной эскадры и планомерность проведения его в большой степени зависит от своевременности получения указаний о приходе и полноты их. К сожалению, при организации приема американской эскадры Военный совет ТОФ до последнего момента ясности не имел, что чрезвычайно осложнило организацию приема, отодвинув проведение подготовительных мероприятий к концу прихода эскадры.

Первое сообщение о предполагаемом приходе эскадры получено 15 июля 1937 г. от врид. начальника штаба ОКДВА простой телеграммой, без указания даты прихода: «Сообщаю для сведения. Правительством СССР дано разрешение на заход в порт Владивосток в июле месяце флагманскому кораблю США в сопровождении 4 истребителей». 

Получив такую телеграмму, Военный совет запросил УВМС РККА с просьбой указаний. Ответ поступил только 20 июля 1937 г. причем в ответе был уточнен только день прихода. Часы прихода, длительность стоянки эскадры во Владивостоке, характер приема, отпускаемые средства остались неосвещенными.

24 июля 1937 г. получена телеграмма от НКО, внесшая ясность в характер встречи. И только 25 июля УВМС даны указания, по которым можно было приступить к проработке плана приема. Однако и в этих указаниях количество дней стоянки не было указано.

Таким образом, из-за поздней дачи указаний по приему десять дней подготовительных работ были потеряны. Практически работа по подготовке приема эскадры начала вестись только после получения телеграммы наркома и по существу велась только три дня.

Принимая во внимание политическое значение заходов иностранных кораблей и сложность приема их, в будущем необходимо давать исчерпывающие указания по крайней мере за 10 дней, чтобы избежать недоработанностей плана и обеспечить планомерность, как в подготовке приема, так и в проведении его.

 

II. Подготовка приема 

По плану приема были намечены следующие мероприятия:

1. Сконструирован штаб приема по линии военного командования и горсовета и намечены ответственные исполнители по подготовке и проведению отдельных мероприятий по приему.

На все приходящие корабли были назначены командиры, на обязанности которых лежало: проводка кораблей [519] к месту стоянки и при выходе из Владивостока (вместо лоцманов), во время стоянки кораблей во Владивостоке быть командиром для связи на данном корабле.

2. Составлен план приема для внутреннего руководства штаба приема и план-календарь приема, который был выдан и на корабли эскадры США. 

3. Для встречи американской эскадры в море был назначен и подготовлен эсминец «Сталин». 

4. Местом стоянки американских кораблей намечена бухта Золотой Рог, к весту от Комсомольской пристани. Место стоянки кораблей США охранялось ОВРом с зюйда и оста, чтобы не допустить движения посторонних катеров, шлюпок и рыболовных кунгасов в районе расположения кораблей. Места стоянки кораблей были подготовлены ГО ТОФ и отмечены вехами с флагами.

Для схода американских моряков на берег подготовлены были пристани:

а) для офицеров — Комсомольская,

б) для команд — Морфлота у арки Челюскинцев. Обе пристани были отремонтированы, украшены советскими и американскими флагами и освещены.

5. Для предоставления личному составу приходящей эскадры возможности покупки сувениров в память посещения СССР распоряжением горсовета были организованы специальные стенды с промышленными изделиями и книгами:

а) на Комсомольской пристани,

б) на пристани у арки Челюскинцев,

в) в местах организованных гуляний.

Однако открытие последних становилось в зависимости от спроса, и так как спроса на них не было, то в местах гуляний стендов не открывали.  

6. Вследствие отсутствия в городе такси для предоставления возможности передвижения личного состава приходящей эскадры по городу были мобилизованы имеющиеся в городе машины типа «М», форды и автобусы.

7. По линии ГВП было заготовлено 2 тыс. т мазута и продовольствие. Большие затруднения при этом встречались с добычей фруктов, так как в этот период ни во Владивостоке, ни в Хабаровске фруктов не оказалось.

8. По линии города были заброшены промтовары в магазины, изделия пищевой индустрии в гастрономы и т.д. Городские улицы и дворы домов почищены, места, намеченные для гуляний, частично подремонтированы и подчищены.

Наибольшие затруднения вызвал вопрос ликвидации хлебных очередей. Враги народа, сидевшие на хлебозаводах и в органах Заготзерно, создали перебой в снабжении хлебом, в результате чего перед приходом эскадры в городе создались хлебные очереди. Чтобы ликвидировать это, потребовалось энергичное вмешательство Военного совета ТОФ.

9. Для развлечений личного состава американской эскадры были намечены и подготовлены следующие мероприятия:

а) цирк — 29 июля 1937 г.;

б) оперетта в краевом театре — 31 июля 1937 г.;

в) концерт силами самодеятельности ТОФ в ДКФ — 30 июля 1937 г.;

г) гулянье в Краснофлотском саду — 30 июля днем;

д) спортивные соревнования, футбол — 29 июля, плавание — 31 июля;

е) поездка за город, как резерв, в случае просьбы. На всех гуляниях были организованы бесплатные буфеты с прохладительными напитками и бутербродами.

10. По линии официальной были намечены визиты, согласно указаниям Наркоминдела и существующим положениям, и банкеты в честь прихода американской эскадры:

а) Командующий флотом — офицерам эскадры — 28 июля в большом зале ДКФ. [521]

б) Командующий флотом — команде эскадры — 29 июля в большом зале ДКФ.

в) Председатель горсовета — офицерам эскадры — 29 июля в ресторане «Золотой Рог».

г) Председатель горсовета — команде эскадры — 30 июля в ресторане «Золотой Рог».

д) Намечено время ответного банкета командующего американской эскадрой на крейсере «Августа»{117} — 31 июля 1937 г.

Кроме того, на эсминце «Сталин» был намечен прием для офицеров и команд флагманского корабля эскадры (в разное время).

 

III. Выполнение плана приема 

План приема эскадры проведен точно согласно прилагаемому плану-календарю, переданному адмиралу Ярнелу представителем ТОФ при нем капитаном 2 ранга т. Орловым немедленно по представлении. Следует отметить одно обстоятельство: получив план-календарь приема, изданный отдельной книжечкой, и ознакомившись с ним, адмирал Ярнел быстро переглянулся с начальником штаба и подполковником Файмонвилом и скороговоркой бросил фразу, сводящуюся к тому, что планом хотят поставить визит в определенные рамки и занять все время эскадры, так, как это хочется хозяевам. Однако в дальнейшем во время стоянки эскадры во Владивостоке, видя точное и аккуратное выполнение плана, адмирал Ярнел проникся известным уважением к нему и строго руководствовался данным ему планом, прибывая в назначенные места без  каких-либо опозданий, всегда зная наперед распорядок пребывания эскадры. 

Первые два дня американские офицеры строго руководствовались планом. К исходу 2 дня пребывания эскадры во Владивостоке как офицеры штаба эскадры, так и старшие офицеры с кораблей начали просить показать объекты вне плана, а именно:

1. Показать судостроительную верфь (завод им. Ворошилова). В показе было отказано по мотивам нахождения завода в системе другого наркомата и для допуска на завод требуется переписка с Москвой.

2. Показать аэродромы. В показе было отказано по мотивам отсутствия в районе Владивостока соответствующих аэродромов.

3. Показать эсминец. Был показан эсминец «Сталин».

4. Показать подводные лодки. Была показана ПЛ Щ-116.

5. Показать военно-морской госпиталь — был показан.

6. Сделать экскурсию за город. Экскурсия была сделана, но так как в день экскурсии был плотный туман, то, кроме пространства в 20–50 м от автомобиля, офицеры ничего не могли видеть, о чем они чрезвычайно сожалели, а начальник штаба эскадры для следующего визита обещал выбрать время сентябрь-октябрь с тем, чтобы иметь возможность осмотреть окрестности без шансов наличия тумана.

а) Встреча эскадры в море

Встреча эскадры эсминцем «Сталин» произошла в точно назначенный срок. Для встречи на эсминец «Сталин» вышли — представитель командующего ТОФ капитан 2 ранга Орлов, американский атташе подполковник Файмонвил, командир для связи при нем капитан 3 ранга Чернощек и командиры, назначенные на корабли американской эскадры.

Эсминец "Сталин".

Переход указанных лиц на корабли американской эскадры в точке рандеву не удалось произвести вследствие налетевшего штормового шквала с дождем (волна свыше 6 баллов), из-за опасения перевертывания катера. После обмена установленным салютом эсминец «Сталин» стал во главе эскадры и по международному своду просил эскадру следовать за ним в пролив Босфор Восточный, где и произошел переход представителей ТОФ и подполковника Файмонвила на американские корабли. После перехода указанных лиц на корабли и обмена салютом с батареи м-ра Голдобина корабли прошли к месту якорной стоянки. 

При встрече в море имелись следующие недочеты:

1. При отдаче салюта эсминцем «Сталин» флагу адмирала Ярнела салютные пушки имели заедания — салютные выстрелы следовали неравномерно. Расследование показало плохое приготовление салютных выстрелов, было 8 осечек. Американцы отвечали из 2 пушек с интервалами между выстрелами не более 3 секунд.

2. При обмене международными сигналами на эсминце «Сталин» набор и подъем их производился медленно, что, считаю, произошло из-за неимения опыта в производстве этого рода сигналопроизводства и, отчасти, из-за налетевшего шквала (фалы и флаги были мокрые, от ветра запутывались в вантах).

3. При спуске катера в проливе Босфор Восточный спущенный на воду катер залило водой и мотор его не завелся.

Во всем остальном встреча, постановка на якорь и переговоры о плане стоянки эскадры во Владивостоке прошли гладко.

Любопытно отметить отношение американцев к салютам: увидев в плане отсутствие указаний на салют председателю городского совета, адмирал Ярнел спросил капитана 2 ранга Орлова, нужно ли давать ему салют. Получив ответ, что по правилам СССР председателю городского совета салют не предусмотрен, адмирал Ярнел подумал момент и спросил, выше ли он по положению дипломатического агента. Получив ответ — примерно равное — он отдал распоряжение салютовать 11 выстрелов.

б) Официальная часть приема

Официальная часть приема состояла из визитов и официальных банкетов.  

1. Визиты

Сразу же по постановке на якорь адмирал Ярнел в сопровождении начальника штаба, флаг-адъютанта, подполковника Файмонвила и капитана 2 ранга Орлова поехал с визитами. Визиты были сделаны: командующему флотом, начальнику гарнизона, председателю горсовета и дипломатическому агенту НКИД.

Адмирал Гарри Ярнелл (1875-1959).

Продолжительность визитов не превышала 10 минут. Во время визитов адмирал Ярнел хотя и держался официально, однако без натянутости. Всюду подчеркивал, что он во Владивостоке второй раз после 34-летнего перерыва (посещал Владивосток в 1903 г. будучи молодым офицером) и что приход американской эскадры является первым при советской власти. При проезде по городу адмирал Ярнел с большим удовлетворением отметил наличие большой массы зрителей, наблюдавших за стоявшими на рейде кораблями эскадры США.

Ответные визиты производились строго по плану-календарю.

 

2. Банкеты  

Банкеты для офицеров, как командующего, так и города, проходила в официально дружественном тоне. При обмене речами адмирал Ярнел отмечал дружественный характер визита эскадры и отсутствие препятствий для установления сердечных отношений между СССР и США. Как адмирал в своих речах, так и офицеры в частных разговорах подчеркивали, что дружественные связи между флотом СССР и флотом США имеют историю. Так, например, в войне за независимость США в 1845 г. русские военные корабли приходили в порта Соединенных Штатов и морально оказывали поддержку флоту США. Американский подданный морской офицер Жан Поль служил в русском флоте. Однако тон всех офицеров при отметке дружественности визита был сдержанный и от далеко идущих заявлений, как правило, офицеры воздерживались. 

Банкеты, устроенные для команд эскадры США, прошли с исключительным успехом: во-первых, нигде американским командам банкетов в тех же самых помещениях, в которых устраивались банкеты офицерам, не делались; во-вторых, офицерский состав, тем более в высоких чинах, на этих банкетах не участвовал; у нас на банкетах для команд вместе с краснофлотцами был начсостав в званиях до капитана 1 ранга включительно; в результате уже с половины банкета унтер-офицерский и рядовой состав заявляли: «Нам таких встреч не делали даже в американских портах»; «За всю мою жизнь первый раз участвую на банкете с офицерами» и т.д. Один унтер-офицер подошел к председательствующему бригадному комиссару и заявил: «15 лет служу во флоте и ни разу не чокался с адмиралом, разрешите чокнуться и выпить за Ваше здоровье».

Настроение после этих банкетов у рядового состава эскадры США было хорошее, что они отмечали многократно в разговорах и в многочисленных открытых письмах, посланных из Владивостока родственникам и знакомым в США, сообщая о визите.

В ответ на приемы адмирал Ярнел 30 июля в 13ч. устроил завтрак для командования флота и представителей города, на который были приглашены 12 человек. Вечером 31 июля с 17 до 19 на флагманском корабле был устроен прием для Военного совета, начсостава ТОФ и представителей города — всего 170 человек. Во время приема командованию ТОФ был показан крейсер по расширенной программе, для гостей показ был более узкий. Однако даже по расширенной программе показ включал осмотр мостика, верхней палубы, жилой палубы и машинного отделения.

Тон как во время завтрака, так и во время приема был официально дружественный; речей не произносилось. Полагаю, адмирал Ярнел ограничился завтраком и приемом для того, чтобы избежать официальных заявлений, связанных с необходимостью произношения тостов во время [526] банкетов и потому, что на кораблях флота США проводится сухой закон и к столу подают только воду.

в) Зрелища

Для развлечения личного состава эскадры, не занятого на банкетах, были устроены спектакли: 2 вечера в цирке, вечер — спектакль-оперетта в краевом театре и вечер краснофлотской самодеятельности ДКФ. Все спектакли прошли с исключительным успехом. Большим успехом пользовались представления в цирке и краснофлотская самодеятельность. В последней особым успехом пользовались танцы народов СССР, выступления детей и театрализованный джаз 3 МБ на тему выступления «воинственного самурая» на наших границах и спокойный ответ ему красноармейца. Слова, после диких прыжков и размахиваний мечом самурая, — «и это все; уходите-ка вы отсюда подобру-поздорову пока живы» и уход самурая со сцены с поникшей головой сопровождались взрывом хохота и оживленными аплодисментами со стороны американцев.

Следует отметить, что со стороны офицеров было выявлено нежелание показать нашу краснофлотскую самодеятельность, выразившуюся в том, что посланные на эскадру пригласительные билеты рядовому составу не выдавались. Однако при обнаружении этого в начале вечера ДКФ был открыт для желающих американцев пройти без билетов, и зал быстро заполнился.

Кроме этого, личному составу американской эскадры бесплатно представлялись места в кинотеатры города, 30 июля днем было организовано большое гулянье в саду ДКФ, прошедшее с большим успехом.

В 11 ч. 31 июля для адмирала и старших офицеров эскадры в ДКФ был показан перспективный план строительства Владивостока (по желанию адмирала) и просмотр советской хроники: киевские маневры (фильм был предварительно отредактирован и смонтирован заново), первомайский парад и полет на Северный полюс. Как план города, так и особенно кинохроника произвели большое впечатление на офицеров. С большим успехом прошло демонстрирование советских фильмов: «Веселые ребята» и «Юность Максима» (два вечера) и игра оркестра флотского экипажа на борту крейсера «Августа». Как демонстрирование фильмов, так и игра оркестра происходили по просьбе начальника штаба эскадры, который после давал высокую оценку и фильмам и оркестру. 

г) Спортсоревнования

По плану днем 29, 30 и 31 июля намечались спортсостязания спортсменов ТОФ с спортсменами эскадры США. Однако американцы от соревнования в футбол, ватерполо, плавания эстафетой и прыжков в воду отказались. Приняли вызов на волейбол, баскетбол и плавание, закончившиеся со следующим результатом: волейбол 2:0, баскетбол 22:20, все в пользу ТОФ; плавание вольный стиль, брасс, грудь, спина — по всем видам первое место занял ТОФ.

В результате этих соревнований и наблюдения за состязанием советских команд между собой американцы неоднократно подчеркивали, что в Советском Союзе массовый спорт находится на очень высокой ступени развития.

д) Обслуживание автотранспортом

Вследствие отсутствия в городе такси для предоставления возможностей передвижения л/с американской эскадры по городу были мобилизованы 43 городские и военные машины:

1 «паккард» — для адмирала;

8 машин М-1 — для офицеров;

4 автобуса — для матросов;

30 машин «ГАЗ» — для штаба приема.

Кроме того, при ВМ госпитале, городской больнице и в местах спортсоревнований дежурили ежедневно 3 санмашины.

Все машины были сведены в одно место (двор Владивостокского флотского экипажа), находились в ведении ответственного командира, по приказанию которого подавались для обслуживания. Для шоферов в экипаже было выделено помещение для спанья ночью и организовано бесплатное питание, чтобы не отпускать их для этого по [528] домам. Для машин там же была организована заправка горючим и маслом. Поэтому обслуживание автотранспортом во все время приема проходило гладко и никаких недоразумений на этой почве не было.

е) Обслуживание катерами.

Для обслуживания американской эскадры катерами были мобилизованы все лучшие катера ТОФ. К сожалению, при проверке оказалось, что таковых можно собрать только:

3 катера штаба ТОФ

1 катер учебного отряда

1 катер ОВРа

1 катер 3 МБ

Недостатки наших катеров: не мореходные и не корабельного типа, отсутствие заднего хода и, из-за отсутствия запасных деталей, ненадежность работы моторов. В связи с этим докладываю, снабжение ТОФ катерами до сих пор производилось неудовлетворительно, и по существу хороших мореходных катеров ТОФ не имеет.

От услуг наших катеров и буксиров американцы отказались, и практически наши катера обслуживали только командиров ТОФ при их поездках на корабли американской эскадры.

ж) Обслуживание ГВП

От обслуживания ГВП в отношении снабжения американская эскадра отказалась. Ни продуктов, ни пресной воды, ни топлива ей не требовалось. Узнав о невозможности выбрасывать мусор за борт при стоянке в бухте Золотой Рог, начальник штаба адмирал Ярнел попросил баржу, которая предоставлялась эскадре во все время стоянки с 8 до 9 ч., обходя по очереди все корабли эскадры.

Из вопросов флагманского врача эскадры, начальника штаба эскадры и флаг-адъютанта адмирала отказ от пополнения во Владивостоке продуктами и пресной водой можно объяснить опасением получить недоброкачественные воду и продукты. Вопрос, откуда мы получаем воду, что сделали со старыми бассейнами питьевой воды, интересовал [529] эскадру во все время стоянки ее и, получив ответ о постройке нового Седанского водопровода, чрезвычайно им заинтересовалась.

з) Стенды

Для приобретения сувениров в память пребывания в Советском Союзе были организованы на пристанях специальные стенды с изделиями СССР. Однако за все время пребывания эскадры во Владивостоке американцы покупок сделали мало. Причина — большие потери стоимости доллара при размене на советские деньги и высокая стоимость изделий.

 

IV. Выводы из осмотра американцами ТОФ 

Полностью боевого состава ТОФ американцы видеть не могли. Но чтобы дать понятие о его силе, планом БП на дни пребывания американской эскадры во Владивостоке предусматривалось: проход мимо эскадры на боевую подготовку флота ПЛ т. «Л», ПЛ т. «Щ», сторожевых кораблей, эсминца и пролет И-16 и ТБ-3.

Всякое появление наших боевых единиц немедленно засекалось и при встречах ставились соответствующие вопросы. Так после прохода ПЛ т. «Л» задавались вопросы об ее водоизмещении, для чего такие большие ПЛ, не лучше ли для обороны иметь лодки небольшого водоизмещения, где строились лодки и когда. Подобные же вопросы задавались и после прохождения эсминца.

Истребители пролетели над Владивостоком во время футбольного состязания 29 сентября 1937 г., когда американцы во главе с адмиралом были на стадионе. Быстрый полет истребителей вызвал оживленные аплодисменты американцев и лестные отзывы об авиации СССР. Для иллюстрации хороших качеств нашей авиации и хорошей организованной работы для обеспечения полетов американцами приводились примеры полетов на Северный полюс и в США. [530]

При посещении эсминца «Сталин» офицеры восхищались его внешним видом и хорошим расположением вооружения. Командир флотилии эсминцев заявил, что он «всегда был за линейное расположение артиллерии, так как оно дает наибольшие преимущества». Вид наших эсминцев, по отзывам американцев, красивее и внушительней. По вооружению и его расположению наши эсминцы также отличаются в лучшую сторону.

При посещении ПЛ-116 (три офицера) интересовались, как часто красятся корабли (хороший вид ПЛ), имеется ли док для окраски подводной части («в США ставятся в док один раз в год»), какая автономность ПЛ и ее подводный и надводный ход. Подлодка произвела хорошее впечатление.

При осмотре ВМ госпиталя осматривающий флагманский врач эскадры, видимо, был удивлен, найдя хорошо содержимый госпиталь, хорошо оборудованную операционную и палаты. В ответ пригласил осмотреть медицинскую часть кр. «Августа».

Общий вывод — показанные объекты произвели на американцев хорошее впечатление.

 

V. Состояние американских кораблей 

Отмечается хорошая чистота, как снаружи, так и внутри. Особенно в хорошем состоянии камбузы, лазарет, хлебопекарня на крейсере «Августа». Каюты начсостава не блещут роскошью, но устроены довольно удобно, комфортабельно: стол письменный — бюро с убирающейся крышкой, платяной шкаф с ящиками, выдвигающимися на роликах. Все вещи железные.

В машинном отделении механизмы покрашены серебрином.

Тяжелый крейсер "Аугуста", флагман Азиатской эскадры США в 1933-1940 гг.

На крейсере «Августа» имеется прекрасная парикмахерская с вращающимися пятью креслами, зубной кабинет. Особо обращает на себя внимание судовая типография с линотипом, количество работающих до 12 человек; выпускается многотиражка, судовая газета «Августа», где помещаются статьи офицеров, большинство без подписей. 

В палубе команды койки местные, с хорошими сетками, на день приподнимаются. Имеется буфет платный для матросов, который имеет в продаже мороженое, прохладительные напитки.

Хорошие киностационарные звуковые установки, как на эсминцах, так и на крейсере «Августа». Показанные картины довольно пустые по содержанию и совершенно ничего не оставили в памяти у краснофлотцев и командиров, присутствующих на киносеансах на крейсере «Августа» и эсминце № 230. 

На крейсере «Августа» хорошая душевая комната на 40 человек. Очень чистые и удобные гальюны с изразцовыми плитками, хорошей вентиляцией, все время прокачивающая вода, отсутствие какого-либо запаха.

Миноносец № 230 постройки 1920 г., проектная скорость 32 узла, турбины типа «активных», работающих через передачу. Вспомогательные механизмы поршневые, главный воздушный насос типа крейсеров, масляные насосы и ряд других систем «Бира». Отсутствие мелкого трубопровода в трюмах, поэтому второе дно в аварийном отношении удобно вести борьбу с пробоиной. Мелкий трубопровод поднят на переборки.

Крейсер «Августа» построен в 1930 г., проектная скорость 32,7 узла. Главные механизмы — турбины Парсонса. Машинное отделение чистое, но во время осмотра все поручни были завешены выстиранным матросским бельем для просушки.

При осмотре обнаружены следующие мастерские: слесарная состоит из 13 станков, из них 3 станка универсальных. Совершенно отдельно оборудована деревообделочная мастерская (аварийная) по заделке пробоин. Установлено две пилы центробежного типа — ленточная и две дисковые; имеется небольшой строгальный станок.

Хорошо оборудована штурманская рубка крейсера «Августа», где имеется компас «Сперри», счетчик «Валенси», одограф. На мачте — флюгарка, связанная с анемометром и компасом, показывающая направление ветра и скорость. В боевую рубку не пустили. Пушки крупного калибра, и зенитная артиллерия все время под чехлами. На тумбах зенитной артиллерии марка производства пушки довоенного времени, но со слов офицеров пушки новые. Старпом крейсера заявил, что эти зенитные орудия стоят лишь сейчас. В случае войны они будут заменены другими, которые имеют большую мощность, дальность и точность стрельбы, но которые сейчас не устанавливаются, чтобы не выдать секрета. При проходе жилой палубы крейсера бросается в глаза обилие канцелярий и их размеры. По существу от осмотра этой части корабля создается впечатление не боевого корабля, а хорошо оборудованной конторы. Начальник оперативного отделения штаба эскадры в разговоре дал такую оценку крейсера: «Это корабль мирного времени. Он очень удобен для плавания в тех водах, где находится (имеются в виду тропики). Но как боевой корабль крейсер слаб — слабо бронирование, при громадности цели и недостаточный ход. В случае войны единственное его использование — действия против коммерческого судоходства противника в водах, где мало вероятны встречи с кораблями, имеющими лучшее бронирование». 

Отзыв по эсминцам дал командир флотилии э. кэптэн Макклур: «Эсминцы устарели. Расположение артиллерии и торпедных аппаратов неудачно. Ваши эсминцы в тактическом отношении значительно выше».

Из наблюдений за эсминцами установлено, что проверка вооружений происходила каждый день с проворачиванием торпедных аппаратов и пушек. Тоже происходило и на крейсере.

 

VI. Идеологическое состояние личного состава 

Рядовой состав разнородный, разных национальностей, не сплоченный между собой. Культурное развитие их [533] очень низкое. Воспитывается матрос на бульварной литературе и такого же типа кинокартинами.

На корабле при исполнении служебных обязанностей матросы дисциплинированы и подтянуты, расторопны на работе. Во внеслужебное время матросы распущены: на крейсере «Августа» при проходе офицеров матросы не встают, стоят задом. Даже не вставали и не уступали дороги, когда проходил старший офицер крейсера, показывавший корабль Военному совету ТОФ.

Поведение матросов на берегу во Владивостоке в основном было удовлетворительное, но наряду с этим отмечалось много случаев распущенности, нетактичность и высокомерие. В цирке шапито некоторые матросы ходили не в проходе, а прямо по скамейкам. В садах сидели на спинке сиденья, ногами на сиденье. Курили в цирке и бросали окурки на пол.

Наблюдался ряд случаев пьянства и приставания к женщинам в городе: не успев высадиться на берег, некоторые из матросов стали спрашивать, где кабаки и публичные дома. Распивание водки на улице, прямо из горлышка. На Китайской улице на глазах многочисленной публики пьяный матрос залез на телеграфный столб, а присутствующие американские матросы смеялись. Зафиксирован ряд драк между собою. Отмечалось приставание и грубость с девушками на танцевальных площадках.

На эсминце «Сталин», после угощения и вообще в местах бесплатных угощений, американские матросы насовывали себе полные карманы папирос и конфет.

По многочисленным заявлениям матросов, на эскадре существует рукоприкладство. Даже на улицах Владивостока неоднократно отмечались случаи избиения американских матросов резиновыми палками со стороны обходов из морской пехоты, что особенно вызывало возмущение краснофлотцев ТОФ и служило яркой иллюстрацией к существующим порядкам в американском флоте и отношению к матросам. «Ознакомившись с американской эскадрой, чувствуешь гордость за свой флот, гордость своим превосходством над этими елейными сухозаконниками, пьющими водку и избивающими даже на улицах матросов» (из высказываний краснофлотцев).  

Офицерский состав так же разношерстен и многонационален. Имеются даже русские из бывших Прибалтийских губерний.

Старший офицерский состав (от кэптэнов и выше) в большинстве реакционен, настроен к СССР настороженно. Особенно в этом отношении выделялся начальник штаба эскадры кэптэн Макконнель. Военно-морская подготовка этого состава, насколько это удалось выявить во время краткого визита, вполне удовлетворительная. Чувствуется, что за обстановкой на театре этот состав следит и знает ее отлично.

Младшее и среднее звено офицерства — типичные представители офицерства капиталистических флотов: знание узкой специальности, спорт и вечером гулянье. Политическими событиями интересуются постольку, поскольку им их разъясняет командир корабля и старший офицер. Отмечены даже случаи, когда офицеры не знали о полетах наших самолетов на Северный полюс, о полетах Чкалова и Громова в США, хотя об этом писали на видном месте даже все буржуазные газеты.

Общий вывод по личному составу: политический кругозор незначительный, в морском отношении знания удовлетворительные, боевая ценность — невысокая.

 

VII. Оценка американцами обстановки в Тихоокеанском бассейне 

1. Во время приветственной речи командующего на банкете, данном в честь прихода эскадры 28 июля 1937 г., при переводе слов: «Наш театр хоть и называется Тихим, однако политическая погода на нем сейчас довольно бурная, и эту погоду создают ветры, дующие с Японских островов», американцы разразились дружными аплодисментами. Такими же дружными аплодисментами американские офицеры встретили заявление о мирной политике СССР и о значении визита американской эскадры, как «признаке дальнейших углублений культурных связей между двумя великими странами и укрепления дела мира на нашем театре». 

Адмирал Ярнел в ответном слове заявил, что он «не видит препятствий к установлению дружбы между СССР и США», что также было встречено аплодисментами.

2. Обстановку в Китае адмирал Ярнел и его начальник штаба оценивали, как «чрезвычайно тревожную». По их мнению, японцы начали там серьезную операцию, что впоследствии подтвердилось. На вопрос, вмешиваются ли США в события в Северном Китае, адмирал Ярнел ответил: «В Северном Китае США имеют незначительные интересы, поэтому вмешательство мало вероятно. При продвижении японцев в Южный Китай надо полагать, что будут затронуты интересы не только США, но и Англии и других стран. Надо полагать, что японцы туда не пойдут».

Обстановка в Китае адмирала очень беспокоила, о чем он заявлял неоднократно. В частности, чтобы следить за этой обстановкой, адмирал просил разрешения пользоваться радио при стоянке во Владивостоке, и этим же он мотивировал свой уход: «Меня очень беспокоит обстановка в Китае, надо скорее идти туда, там наши семьи».

3. Не менее тревожно адмирал оценивал обстановку и на границах СССР. В частности, он и начальник штаба неоднократно возвращались к вопросу: «что СССР сделает, если японцы пойдут на Байкал или перережут железную дорогу в районе Благовещенска или другом месте. Ведь это легко сделать при наличии нескольких тысяч километров пути, идущего вплотную к границе». На ответ, нас это не страшит, следовал новый вопрос: «но почему, ведь вы не имеете другого пути». И только получив ответ, что ОКДВА не допустит такого перерезания, разговор переходил на другое.

4. В разговоре со мной адмирал Ярнел высказал предположение о существовании у японцев плана наступления на СССР по направлению Тяньзин, Улан-Батор и Байкал, при котором, по его мнению, японцы отрежут ОКДВА и ТОФ и оставят их без снабжения. Мой ответ, что это нас не беспокоит, так как, во-первых, РККА не допустит такого движения и во-вторых, мы можем обходиться длительное [536] время без получения боепитания из центра, адмирал воспринял с удовлетворением.

5. В разговорах о ТОФ большой интерес американцы проявили к использованию наших подлодок. Вопросы, «почему имеете большие подлодки», «предполагаете ли ПЛ использовать вне Японского моря» (на внешних коммуникациях Японии), «для защиты своих берегов целесообразней иметь лодки малого водоизмещения, они дешевле и их можно построить больше», ставились неоднократно. Причем эти вопросы ставились почти всеми старшими офицерами эскадры.

Любопытно отметить соображения старшего офицера крейсера «Августа» в разговоре со мной по использованию ПЛ. По его мнению, для обороны побережья необходимо иметь 10–12 подлодок малого водоизмещения, которые поставят под вопрос любую операцию противника. На мое замечание — «Ну, а если этих ПЛ имеется в несколько раз больше», — он ответил: «Тогда задача обороны разрешается полностью». Этот офицер-подводник — участник мировой войны и действовал на ПЛ в северных водах (Немецкое море).

6. В разговорах о возможности высадки десанта на побережье, охраняемое большим количеством ПЛ и ВВС, американцы смотрят скептически: «Если десант и удастся высадить, то с большими потерями».

7. Остро ставился американцами вопрос о воспроизводстве наших боевых сил и их ремонте во время войны. Вопросы — «Откуда будут пополняться боевые силы ТОФ», «Имеются ли на Дальнем Востоке судостроительные заводы», «Имеются ли в базах ТОФ доки» и т.д. задавались неоднократно. При получении ответа, что судостроительные заводы есть, просили показать.

8. Увидев в ДКФ портрет Маршала Советского Союза т. Блюхера, адмирал задал вопрос о его возрасте и местонахождении. Узнав возраст, дал высокую оценку, как военного и как политика. При виде портрета флагмана флота 1 ранга т. Викторова выразил сожаление, что не мог с ним познакомиться.  

 

VIII. Подготовка американцев к визиту в СССР и поведение их: 

1. Из взаимоотношений с личным составом американской эскадры выявлено, что к этому визиту эскадра тщательно готовилась:

а) Был подобран специально личный состав. Так, например, старший помощник на крейсере «Августа» оказался подводником, пришедшим на крейсер перед походом. Когда к нему обратились с вопросом во время показа крейсера об устройстве последнего, он откровенно заявил, что на крейсер пришел перед походом и его как следует не знает, раньше служил на подлодках; он же осматривал подлодку Щ-116, которую показывали по просьбе адмирала.

Один матрос заявил: «Нас собрали с разных кораблей для этого похода, причем подбирались говорящие по-русски».

б) Эсминцы, сопровождавшие крейсер, были собраны из разных дивизионов, о чем заявил командир флотилии эсминцев.

в) На эскадре было собрано много знающих русский язык, которые в трезвом состоянии хотя и старались скрыть это, но пробалтывались после опьянения.

г) Среди личного состава была проведена большая подготовительная работа по подчеркиванию плохих сторон СССР с точки зрения буржуазного строя, в частности, были использованы следующие моменты: закрытая советская валюта (предупреждение о не размене советских денежных знаков на иностранную валюту), дороговизна некоторые предметов потребления.

Один матрос заявил, что им «запретили разговаривать с русскими офицерами, ибо они все коммунисты».

2. Основная цель прихода американской эскадры во Владивосток — ознакомление с ТОФ в качестве боевого организма, как с точки зрения возможного сопротивления [538] агрессии Японии на наше побережье (это основное), так и с точки зрения возможной силы, сдерживающей Японию при попытках ее распространяться в центральную и южную часть Китая.

С этой целью весь офицерский состав и наиболее доверенная часть матросов имели индивидуальные задания по изучению ТОФ и города. Причем сам адмирал Ярнел делал вид, что он ничем не интересуется и вопросов не задавал. Направленность интереса американцев ярко выявляется из вопросов, заданных ими (см. приложение).

3. Поведение офицерского состава на берегу можно разделить на два вида: значительное большинство держало себя выдержанно и корректно; некоторая же часть, по-видимому, имевшая индивидуальные задания, проявляла усиленную любознательность, граничащую с дерзостью. Так, например:

а) 30 июля 2 офицера, одетые в штатские костюмы, осматривали дворы на Ленинской улице, и, в частности, двор ДКФ;

б) со стадиона з [авода им.] Ворошилова один офицер сфотографировал бухту Золотой Рог;

в) все изрытости улиц Владивостока, грязные дома, хибарки фотографировались;

г) со стороны командира крейсера «Августа» была провокационная попытка «прощупать» отношение наших командиров к предложению служить во флоте США. Получив ответ батальонного комиссара Бублика, что он не возражает служить на крейсере «Августа», если он будет под советским флагом, командир крейсера немедленно прекратил разговор (см. приложение).

Рядовой состав, начиная со второго дня пребывания во Владивостоке, в большинстве своем проявлял нескрываемую симпатию к Советскому Союзу. Это выразилось как в разговорах — «Никогда в своей жизни не имел лучшего времяпрепровождения», так и в многочисленных открытых письмах, посланных через Владивостокский почтамт.  

 

Выводы 

1. Основная цель визита американской эскадры — ознакомление с мощью Тихоокеанского флота — достигнута. Не зная точно количества ПЛ, американцы убедились, что на Дальнем Востоке СССР имеет мощный подводный флот, включающий несколько типов ПЛ и мощную береговую оборону Владивостока. Личный состав дисциплинирован и выглядит прекрасно.

Не менее мощное впечатление произвела авиация ТОФ: полеты истребителей, дневные и ночные полеты тяжелых бомбардировщиков показали, что ТОФ живет никогда не прекращающейся полнокровной жизнью и готов выполнить задачи в любое время суток.

В городе порядок, население выглядит хорошо, настроение бодрое, партия и правительство пользуются непоколебимым авторитетом.

2. Особое впечатление на американцев произвел личный состав ТОФ: большая сознательность краснофлотцев, культурный вид их, отсутствие пьяных, выдержанность, все это производило исключительно яркое впечатление, о чем офицеры неоднократно высказывались во время стоянки эскадры во Владивостоке и адмирал Ярнел отдельно подчеркнул при прощальном визите.

3. Впечатление американцев о приеме можно разделить в основном на два разряда:

а) Высший начсостав — адмирал, начальник штаба капитан Макконель, командир флотилии эсминцев капитан Маккалур, все офицеры в чине капитанов, служащие флаг-специалистами в штабе адмирала и командир крейсера капитан Маккитрик — довольны самим приемом, но очевидно изумлены его результатами, выразившимися в проявлении открытых симпатий со стороны рядового и части унтер-офицерского состава по отношению к СССР и положительном выводе о нем вопреки предварительной информации и обработке.  

б) Большинство молодого офицерского состава, и особенно матросы, стоянкой во Владивостоке и приемом весьма довольны.

4. Отмечено много случаев проявления враждебности со стороны американцев к Японии и японцам. Так, например, один лейтенант, сравнивая прием эскадры во Владивостоке с приемом этой же эскадры в Японии, заявил, что «в Японии с нами обращались очень плохо, особенно с матросами. Мы ушли оттуда с тяжелыми чувствами». Заявление матросов: «С Советским Союзом американцы живут дружно, а с Японией очень плохо». «В Японии нас встречали очень плохо, даже ограничивали в передвижении по городу».

5. Положительная сторона визита США во Владивостоке для ТОФ выразилась в том, что личный состав ознакомился с одним из новейших крейсеров, воочию убедился «в прелестях» правопорядков во флоте государства, хвастающегося своей «демократией», в результате чего у всего личного состава ТОФ «еще больше стало гордости за свою родину, за свой флот и за своих вождей».

С большим удовлетворением краснофлотцы отмечали плохое качество обмундирования американских матросов: к/ф Пясецкий — «я ожидал, что моряки прибывших кораблей одеты лучше, чем мы, оказывается, ничего подобного, наша форма лучше качеством и красивее».

В отношении формы начсостава к/ф отмечали, что наши командиры одеты несколько хуже: качество материала и пошивка у американцев выше, больше разнообразия форм. Обращалось внимание на детали обмундирования: золоченые пуговицы, нашивки, хорошей формы фуражки и т.д.

6. Визит американской эскадры во Владивосток сыграл свою положительную роль в деле установления связей и взаимоознакомления между азиатской эскадрой США и ТОФ и укрепления дружественных отношений между двумя странами.

Адмирал Ярнел при прощальном визите командующему несколько раз тепло благодарил за прием, просил передать благодарность в Москву, выразил уверенность в скором возвращении эскадры во Владивосток с повторным визитом и просил Тихоокеанский флот прийти с ответным визитом в воды США. 

7. Общий вывод — прием американской эскадры прошел организованно, в соответствии с Вашими указаниями и по намеченному плану.

 

Командующий Тихоокеанским флотом флагман 1 ранга Г. Киреев  

Член Военного совета ТОФ дивизионный комиссар Волков

Начальник штаба ТОФ капитан 2 ранга Л. Попов

 

РГАЭ. Ф. 413. On. 13. Д. 1689. Л. 9-11. Подлинник. №85   

создание интернет сайта - Студия Триас