В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н.
Муравьев-Амурский обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту Золотой Рог в
заливе Петра Великого и приказал основать здесь военный пост Владивосток. 20
июня 1860 г. в бухту Золотой Рог вошел транспорт «Маньчжур» (командир капитан-лейтенант
А. К. Шефнер). С него на западный берег высадились 40 солдат третьей роты 4-го
Восточносибирского линейного батальона во главе с прапорщиком Н. В. Комаровым.
Вскоре солдаты построили казарму, кухню и дом для
офицеров, использовав для этого вековой лес, которым были покрыты берега бухты
и близлежащие сопки. К осени в бухту прибыл на зимовку корвет «Гридень» под
командованием капитан-лейтенанта Г. X. Егершельда. Пришлось срочно строить
большую казарму, баню и мастерскую с кузницей. В дальнейшем во Владивосток
часто заходили корабли из состава русских эскадр, плававших в дальневосточных
водах.
Владивосток 1862 год.
В 1862 г. военный пост был переименован в порт. Через два года во
Владивостоке была учреждена должность начальника южных гаваней. В 1865 г. сюда
переводится рота 3-го Восточносибирского полка. Вместе с ранее прибывшим из
Николаевска-на-Амуре дивизионом Забайкальской горной линейной артиллерии она
образует гарнизон порта. Поселок постепенно растет. В 1866 г. завершилось
строительство телеграфной линии, связавшей его с Николаевском-на-Амуре,
Де-Кастри, Софийском и Хабаровкой. К тому времени во Владивостоке насчитывалось
более 500 человек, 10 казенных зданий, 34 частных дома, 12 магазинов-складов и
14 китайских фанз, а через два года — 22 казенных здания.
План порта Владивосток 1866 год.
После основания Владивостока значение
Николаевска-на-Амуре все более падает. Этот порт не имел глубоководных
подходов. Сказывались также длительность зимнего ледостава в Амурском лимане и
значительное удаление порта от южных районов русского Дальнего Востока. Поэтому
в феврале 1871 г. Русское правительство приняло решение перенести главный порт
Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. В следующем году
Владивосток стал основным пунктом базирования флотилии, в составе которой уже
насчитывалось около 20 кораблей.
Вид города и бухты, 1875 год.
В 1875 г. Владивосток официально был объявлен
городом. Как и каждому городу России, ему был присвоен герб: выгравированный на
серебряном щите уссурийский тигр держал за рымы два скрещенных золотых якоря.
Герб символизировал неразрывную связь Владивостока с флотом, с мореплаванием.
Китайские фанзы на берегу бухты, 1875 год.
Тогда же началось планомерное гидрографическое
изучение дальневосточных морей. В 1880 г. была образована постоянная
организация — Отдельная съемка Восточного океана, занимавшаяся прежде всего
составлением точной карты залива Петра Великого и обобщением результатов
произведенных ранее обследований и съемок побережий.
Берег бухты, 1876 год.
Большую ценность представляли исследования Степана
Осиповича Макарова, которые он провел, командуя парусно-винтовым корветом
«Витязь». Результаты обширных наблюдений в дальневосточных морях за морскими
течениями, глубинами, грунтом, температурой и другими гидрологическими
элементами легли в основу его классического труда «Витязь» и Тихий океан», не
утратившего научной ценности по сей день.
Парусный корвет "Витязь".
В 1878 г., по данным переписи, во Владивостоке уже
проживало 4163 человека. Подводный телеграфный кабель связывал город с Нагасаки
и Шанхаем. Ежегодно порт посещало до 60 различных судов. Однако развивался
Владивосток медленно, так как в официальных кругах вынашивалась идея о переносе
военного порта из бухты Золотой Рог в другое место, в частности в залив Ольги.
Владивосток 1875 год.
Только в 1886 г. принимается решение оставить военный порт во Владивостоке. Два
года спустя город стал административным центром всей Приморской области, а еще
через год — и военной крепостью. Он имел постоянное пароходное сообщение не
только с другими русскими портами Дальнего Востока, но и с портами Японии,
Китая и иных азиатских стран. Наладилась регулярная связь и с западными портами
России: с 1883 г. пароходы Добровольного флота начали доставлять оттуда партии
переселенцев, которые стали осваивать свободные земли Приморья и Приамурья.
Первые переселенцы-крестьяне в Южно-Уссурийском крае, часть их родственников поселилась во Владивостоке.
Строительство Сибирской железной дороги
способствовало интенсивному развитию Владивостока. Как известно, оно было начато
в 1891 г., и уже к началу нашего столетия существовала сквозная транспортная
магистраль из европейской части России до Владивостока. Ее частями являлись:
железная дорога до Сретенска, водный путь по Амуру до Хабаровска, Уссурийская
железная дорога от Хабаровска до Владивостока.
Железнодорожная станция во Владивостоке.
Вместе с тем как военно-морская крепость Владивосток
не был готов к отражению противника в случае войны.
И только обострение
японо-русских противоречий в конце XIX столетия заставило принять меры к
усилению обороны крепости. План 1895 г. предусматривал строительство сети
береговых батарей, создание двух линий фортов и непрерывной, долговременной
преграды на полуострове Голдобина. Первая линия включала [29] два форта на
острове Русский и пять фортов в черте города вторая линия фортов — на Даковой
горе и Орлином гнезде. Хотя в плане войны с Японией, разработанном «в 1901 г.,
Владивосток рассматривался как пункт базирования главных сил русского флота на
Тихом океане, мало что делалось для его укрепления. Подступы к Владивостоку защищали
23 береговые батареи, но на многих из них стояли устаревшие орудия, а некоторые
не имели приборов для ведения прицельной стрельбы. Из семи запланированных
фортов воздвигались лишь три. Вскоре строительство крепости и города вообще
было приостановлено: местом базирования основных сил русского флота на Тихом
океане становится Порт-Артур.
Несмотря на это, Владивосток, основанный
русскими военными моряками во второй половине прошлого столетия, превратился в
центр огромной дальневосточной территории России.
источник, фотографии.
|