В 1968
г., параллельно с проектированием ПКР проекта 1143, в Невском
проектно-конструкторском бюро Минсудпрома под руководством начальника
проектного отдела А.Б. Морина начались исследования облика перспективного
авианосца проекта 1160 с катапультным взлетом самолетов. Едва ли не впервые в
отечественной практике разработка эскизного проекта такого корабля была
включена в план военного кораблестроения СССР на 1971-1980 гг.
Начиная
с 1969 года, в Министерстве судостроительной промышленности СССР официально
велась разработка для ВМФ СССР авианосца проекта 1160 (шифр «Орел»). Головным
исполнителем работ от МСП являлся коллектив Невского проектно-конструкторского
бюро (НПКБ). Предусматривалось, что новый корабль станет в составе ВМФ СССР первым
«полноценным» авианосцем, обеспечивающим возможность базирования самолетов с
«нормальным», т.е. горизонтальным взлетом при помощи катапульты и посадкой «по-самолетному»,
с торможением при помощи аэрофинишера. Естественно, что для авианосца была
необходима разработка специализированных, палубных самолетов. В 1969-1972 г.г.
Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17)с привлечением других организаций была проведена НИР
«Ордер» – научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию
создания и эксплуатации авианосца пр.1160, научный руководитель – А.А.Борисов.
По ее результатам были определены роль и место АВ в системе ВМФ, еще раз
убедительно доказано, что без наличия в его составе кораблей такого класса, в
условиях господства в воздухе авиации противника в удаленных районах действия
наших сил, боевая устойчивость кораблей ВМФ недостаточна и не обеспечивает
решения флотом своих задач.
Постановлением СМ СССР от 01
сентября 1969 г. предписывалась разработка аванпроекта авианосца пр.1160 и
аванпроектов палубных самолетов. Аванпроект автомного авианосца пр.1160 «Орел»
разработан в 1971-1972 г.г.
Главным конструктором проекта
авианосца 1160 был назначен А.Б.Морин. Корабль прорабатывался Невским ПКБ по
ТТЗ ВМФ для включения в план строительства кораблей в 1971-1980 г.г.
Разработка аванпроекта 1160, в
отличие от выполнявшихся ЦКБ-17 в 1943-1960 гг. проектно-конструкторских работ
по АВ, опиралась на солидный научный фундамент в виде комплексной межотраслевой
НИР «Ордер» (оперативно-тактическое и военно-экономическое обоснование АВ пр.
1160), к выполнению которой (в 1969-1972 гг.) были привлечены ВМА, ведущие
институты ВМФ, ВВС и промышленности, а также НПКБ и ОКБ Минавиапрома –
разработчики самолетов и вертолетов.
Исследовались восемь вариантов
компоновки с разным составом вооружения, разными типами ГЭУ и водоизмещением от
40000 до 100000 тонн (наиболее полный вариант проекта – 80000 т). Из-за
отсутствия в то время разработчика специальных авиационно-технических устройств
(катапульты, аэрофинишера и аварийного барьера) их аванпроекты выполнило НПКБ.
По аванпроекту выпущено более 900 документов, отработано взаимодействие со
смежниками. Предпогалалось, что при начале проектирования пр.1160 в 1973 г.
первый корабль мог войти в строй в 1981 г.
Выполнение серии из 3 авианосцев
предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г.
Впервые с участием контрагентов в
нем, кроме самого АВ, рассматривались также необходимость развития мощностей
промышленности, выбора завода-строителя, вопросы обеспечения берегового и
плавучего базирования, создания и отработки специальных устройств, подготовки
кадров летного и технического состава корабельной авиации и др., экономической
оценки общих затрат на реализацию программы строительства серии АВ из трех
кораблей пр. 1160. Для сокращения сроков создания таких АВ, по глубине
проработки вопросов, определяющих проектирование и строительство таких сложных
кораблей, аванпроект 1160 соответствовал по объему эскизному проекту.
Одновременно в ОКБ Минавиапрома разрабатывались аванпроекты самолетов для этого
АВ.
В состав авиационного вооружения
авианосца проекта 1160 предполагалось включить многоцелевые истребители с
изменяемой геометрией крыла МиГ-23А, дозвуковые реактивные противолодочные
самолеты П-42 (ОКБ Г.М. Бериева), корабельные сверхзвуковые самолеты-штурмовики
с изменяемой геометрией крыла Су-24К и палубные вертолеты Ка-252 общим
количеством 60-70 летательных аппаратов. Для обеспечения эксплуатации самолетов
обычной схемы на корабле впервые в стране предстояло разработать
авиационно-технические средства корабля — катапульту, аэрофинишер и аварийный
барьер.
Палубный одноместный многоцелевой
истребитель МиГ-23А (шифр «Молния») проектировался с 1969 г. на ММЗ «Зенит» им.
А.И.Микояна (Генеральный конструктор Р.А.Беляков) на базе «сухопутного»
истребителя МиГ-23М и предназначался для обеспечения противовоздушной обороны
авианосной группы за счет перехвата и уничтожения дозвуковых и сверхзвуковых
самолетов в любых метеоусловиях днем и ночью, уничтожения палубных вертолетов
противника, а также нанесения ракетно-бомбовых ударов по надводным кораблям и
береговым целям, ведения разведки на морском театре военных действий. От своего
«сухопутного» прототипа МиГ-23А отличался усиленным шасси, на передней опоре
которой имелся узел зацепления за челнок катапульты, установкой посадочного
гака (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два гребня),
увеличенной площадью и высотой киля, введением системы дозаправки топливом в
полете.
Дозвуковой трехместный реактивный
самолет противолодочной обороны П-42 (шифр «Гарпун») проектировался
таганрогским Государственным союзным опытным заводом морского самолетостроения
(бывшее ОКБ Г.М.Бериева, главный конструктор А.К.Константинов) по решению
комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 5 июня 1971
г. Самолет предназначался для противолодочной обороны авианосца и
возглавляемого им соединения кораблей в зоне, ограниченной радиусом 600 км,
посредством поиска подводных лодок, слежения за обнаруженной лодкой и ее
поражения ракетно-торпедным оружием. Самолет П-42 выполнялся по схеме
высокоплана с крылом умеренной стреловидности, трапециевидным классическим
оперением с рулями высоты и направления и двумя двухконтурными турбореактивными
двигателями Д-36 в гондолах под крылом. Таким образом, по общей схеме П-42 в
значительной степени повторял американский палубный противолодочный самолет S-3
«Викинг». Шасси самолета обеспечивало его взлет с помощью корабельной
катапульты, а наличие посадочного гака — торможение палубным аэрофинишером.
Для базирования на палубе и в
подпалубном ангаре авианосца консоли крыла и киль П-42 выполнялись
складывающимися. Сбрасываемые средства обнаружения и поражения подводных лодок
(торпеды АТ-2, ракеты АПР-2 «Орлан» и «Ястреб-М», бомбы, радиогидроакустические
буи и другие средства общей массой до 3000 кг) размещались на П-42 в двух
грузоотсеках — переднем съемном отсеке-контейнере и заднем несъемном. Помимо
основного противолодочного предполагалась разработка модификаций
самолета-заправщика, палубного самолета радиолокационного дозора и наведения
(РЛДН), поисково-спасательного, транспортного и других вариантов самолета.
Разработка аванпроекта П-42 была завершена в 1972 г. Создатели самолета
предполагали передать первый его опытный образец на летные испытания в 1976 г.
В 1971 году, в результате
предварительных консультаций с конструкторами-судостроителями, ОКБ П.О. Сухого
предложило заменить самолеты типа Су-24 на борту авианосца на многоцелевой
палубный самолет на базе ПФИ (будущий Су-27), работы по которому к этому
моменту как раз разворачивались на фирме. Это предложение было согласовано с
заказчиком, и, в результате, были соответствующим образом скорректированы
положения готовившегося Решения.
Решение
ВПК, согласно которому ряду ОКБ МАП давалось задание на подготовку проектов
самолетов палубного базирования, было принято 5 июня 1971 года.
Итоговые материалы аванпроекта
ПФИ разрабатывались на базе интегральной схемы самолета, базовым вариантом
послужила компоновка Т10/3, наиболее хорошо проработанная к августу 1972 года.
При этом, все 4 модификации, заданные согласно ТТЗ, различались только по
компоновке носовой части фюзеляжа. Общими для всех вариантов являлись
конструктивные особенности, связанные с необходимостью базирования и
эксплуатации с палубы авианосца, такие, как:
-усиление опор шасси для обеспечения взлета при помощи катапульты и посадки без
выравнивания, применение на передней стойке шасси спарки колес, телескопической
схемы опоры и мест крепления для челнока паровой катапульты;
-установка в хвостовой части фюзеляжа опускаемого посадочного гака,
предназначенного для зацепления за трос аэрофинишера;
-складывание консолей крыла для обеспечения минимальных размеров ЛА при
хранении на ангарной палубе.
В остальном, палубный вариант истребителя,
получивший обозначение Су-27К (шифр «Молния-1»), практически ничем не отличался
от базового «сухопутного» Су-27. Палубный штурмовик Су-28К (шифр «Гроза»)
являлся 2-местной модификацией корабельного самолета, оснащался кабиной с
тандемным расположением членов экипажа и, в отличие от истребителя, специализированной
системы управления вооружением (СУВ), с другим составом оборудования,
обеспечивающим применение широкой номенклатуры управляемых средств поражения по
морским и наземным целям. На базе Су-28К была разработана специализированная
модификация самолета Су-28КРЦ (шифр «Вымпел»), предназначенного для ведения
воздушной разведки в интересах ударных соединений флота и выдачи целеуказания
главному ракетному вооружению авианосца – противокорабельному ракетному
комплексу типа «Гранит» разработки Центрального Конструкторского Бюро
Машиностроения (ЦКБМ, Генеральный конструктор В.Н. Челомей). Последним в этом
модельном ряду являлся вариант тяжелого двухместного истребителя Су-29К (шифр
«Молния-2»), оснащенный, в качестве основного вооружения, УР класса «воздух-воздух»
большой дальности типа К-33, разрабатывавшимися для перехватчика Е-155МП.
Предварительные
результаты проработки корабельных вариантов Су-27, в числе прочих вопросов,
рассматривались на объединенном научно-техническом совете МАП и МСП, проводившемся
совместно с представителями министерства обороны (ВВС и ВМФ) в начале июня
1972-го и посвященном рассмотрению аванпроекта авианосца пр. 1160. В
окончательном виде материалы аванпроекта по теме «Буран» были оформлены в ОКБ к
концу 1972 года, после чего их направили для рассмотрения в МАП.
После рассмотрения на
президиуме НТС Минсудпрома и объединенном НТС Минсудпрома, Минавиапрома, ВМФ и
ВВС (с участием руководства всех оборонных отраслей промышленности, предприятия
которых привлекались к созданию АВ, разработке аванпроектов корабля, самолетов,
авиационного и другого вооружения для него) был рекомендован для дальнейшего
проектирования вариант атомного многоцелевого АВ водоизмещением около 80 000 т,
обладавшего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с
самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными
типа П-42) и вертолетами типа Ка-27 общим количеством корабельных летательных
аппаратов (ЛАК) до 70 машин, противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит»,
зенитными огневыми средствами и радиоэлектронным вооружением.
Однако кроме подтверждения ВМФ и
ВВС необходимости и целесообразности, а промышленностью – технической
возможности создания АВ и корабельной авиации катапультного взлета для
строительства таких кораблей требовалось принять политическое решение на высшем
уровне, к чему руководство страны оказалось неготовым. По предложению Д. Ф.
Устинова в качестве альтернативы предложению МСП, МАП, ВМФ и ВВС о
строительстве до 1986 г. серии из трех АВ пр. 1160 осенью 1973 г. было принято
решение создать вместо них модернизированные противолодочные крейсеры (ПКР)
типа «Киев», начав в 1975 г. постройку третьего корабля этого типа (пр. 1143 М,
затем – 11433), с базированием на нем сверхзвуковых СВВП – истребителей (Як-36
МФ, затем Як-41), проектирование следующих (с четвертого корабля) вести с
учетом базирования на них легких самолетов катапультного взлета (типов МиГ-23К
и Су-25К) при соответствующем увеличении их водоизмещения.
Несмотря на все эти обстоятельства,
на основе выполненных НПКБ проработок по авианесущим кораблям, весной 1976 г.
было принято постановление правительства о проектировании в 1976 – 1977 гг. и
постройке к 1985 г. двух атомных авианесущих кораблей проекта 1153. Они
именовались в документах «большими крейсерами с авиационным вооружением», но по
концепции практически не отличались от отклоненного правительством проекта
1160.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение: 75000-80000т.
Энергетическая установка АЭУ
Скорость: 30 узл.
Дальность плавания: не ограниченная
ВООРУЖЕНИЕ
Около 70 летательных аппаратов (самолётов и вертолётов), истребители МиГ-23А,
противолодочные самолёты П-42, штурмовики Су-24К и вертолёты Ка-252. Позже
состав авиагруппы претерпел изменения, и стал выглядеть следующим образом: 12
истребителей Су-27К или Су-29К, 12 штурмовиков Су-28К, 4
разведчика-целеуказателя Су-28КРЦ, 6 самолётов ПЛО П-42, 4 самолёта РЛДН на
базе П-42, 8 вертолётов Ка-252.
Технические средства обеспечения полётов должны были включать 4 паровых
катапульты, аэрофинишеры и аварийный барьер.
Ракетное вооружение 16× ПУ ПКРК «Гранит»
Зенитная артиллерия 16×6 30-мм арт. Установок
2× ЗРК сверхмалой дальности
2× ЗРК малой дальности
Противолодочное вооружение 4×12 РБУ
источник |