Как уже было сказано выше, последнюю точку на маневренных позициях в районе Южно-Китайского моря и Тонкинского залива поставили два разведывательных корабля 38 бригады кораблей ОСНАЗ – мрзк «Барограф» (боевая служба с 09.09.1974 г. по 27.11.1974 г.), мрзк «Курсограф» (боевая служба с 01.09.1974 г. по 31.12.1974 г.).
Жизнь морской корабельной радиоэлектронной разведки вошла в свое русло. Корабли радиоразведки продолжили осваивать районы разведки своей операционной зоны, т.е. всю акваторию Тихого и Индийского океанов до восточной Африки, Суэцкого канала и Бискайского залива.
Больше внимания стали уделять военно-морским базам на западном побережье США, полигонам испытания оружия в районе Сан-Диего, Алеутским и Гавайским островам, системам противолодочной обороны ВМС США. Продолжалось несение боевой службы в районе острова Гуам (Марианские острова), где базировались основные силы 15 эскадры ПЛАРБ ВМС США. Контролировалась обстановка в районе острова Окинава, где проводилась подготовка кораблей 76 оперативного соединения, а также в акватории Южно-Китайского моря, в котором были сосредоточены ударные и противолодочные силы ВМС США.
Полигон испытания межконтинентальных баллистических ракет (Маршалловы острова, атолл Кваджалейн), который ранее «курировали» малые разведывательные корабли, был поручен для наблюдения и слежения большим разведывательным кораблям «Приморье» и «Забайкалье».
С середины 60-х годов, с началом несения боевой службы кораблями флота, районом разведки стал и Индийский океан. С началом несения боевой службы в Индийском океане потребовалось постоянно держать в море от четырех до десяти разведывательных кораблей.
Разведывательные силы и средства ТОФ стали уделять большее внимание ВМС Китая, которые наращивали свою силу.
Если до американо-вьетнамского конфликта в западной части Тихого океана ежегодно несли боевую службу до 9 разведывательных кораблей, то в конце 70-х и начале 80-х годов требовалось ежемесячно до 12 выходов разведывательных кораблей на боевую службу.
В 1974 году коэффициент боевого использования разведывательных кораблей вырос в 1,5 раза по сравнению с нормативами.
Участились случаи, когда разведывательные корабли использовались в крупномасштабных операциях на учениях разнородных дежурных сил флота, по поиску, обнаружению и длительному слежению (более двух недель) за американскими авианосцами.
Разведывательные корабли, с прикомандированными ПМРГ, обеспечивали информацией походные штабы командующего флотом адмирала Амелько Н.Н (командир ПМРГ капитан-лейтенант Стрелков), во время его похода в Индию, а также командующего 8-ой оперативной эскадрой ВМФ СССР в Индийском океане.
В связи с увеличением в 70-х годах боевых служб подводных лодок у западных берегов США, в центральной части Тихого океана, в Филиппинском и Южно-Китайском морях значительно возросло использование ПМРГ, на наших надводных кораблях и подводных лодках при проведении ими поисковых операций, особенно в Филиппинском море и других районах, при длительном слежении за иностранными атомными подводными лодками. Совместно с отрядом боевых кораблей флота мрзк «Амперметр» участвовал в длительном слежении в Южно-Китайском море.
23-30 октября 1970 года в Японское море, в районе острова Чухто, находилась группировка американских и японских кораблей, которые отрабатывали задачи противолодочной обороны. В район учений был направлен дежурный рзк 38 бригады ОСНАЗ ТОФ «ГС-47» (командир корабля капитан-лейтенант Дулебенец В.Н.), который отлично выполнил свои разведывательные задачи.
Приходилось внедрять дежурные ПМРГ и на наши дозорные тральщики, несущие боевую службу в южной части Японского моря.
Разведывательные корабли с ПМРГ использовались для обеспечения межтеатровых переходов наших атомных ракетных подводных лодок на Тихий океан; только в 1966 году наши корабли принимали участие в обеспечении двух переходах атомных подводных лодок.
В 1969 году крейсер «Адмирал Фокин», БПК «Гневный», в 1971 году крейсер «Суворов» совместно с разведывательными кораблями обеспечивали относительно стабильную оперативную обстановку в Южно-Китайском море.
В мае-октябре 1972 года в Бангладеш наши корабли и суда помогали местному населению очищать фарватер реки и причалы от мин, на кораблях была ПМРГ, возглавляемая капитаном 2 ранга Б.Н. Белоноговым, окончившим курсы руководящего состава Разведки ВМФ.
Мои личные выходы в море на разведывательных кораблях: «Гидрограф», «Ильмень», «Барограф», «Пеленг», «ГС-47», «Анероид» показали, что не все начальники спецслужб хорошо готовят свои подразделения к выходу в море.
Высокой похвалы заслуживает командир 19 МРРТО, капитан 2 ранга Суров Александр Васильевич и работа командиров центра РР и центра РТР 19 МРРТО капитана 3 ранга Шаповалова Геннадия Васильевича и капитана 3 ранга Щепеткова Владимира Николаевича по подготовке ПМРГ к выходу в море. В 1965-1976 гг. на боевые корабли было внедрено 116 подвижных морских разведывательных групп, в 1976 году только на гражданские суда – 71 ПМРГ. В 1974 году в составе передвижных морских групп выполняли свой долг 205 человек, моряков срочной службы.
С 23 по 31 августа 1973 года, из Желтого моря в Японское море совершала переход большая группировка американских кораблей и судов. В район нахождения группировки вышел по «боевой тревоге» дежурный мрзк «Гидролог» (командир корабля капитан-лейтенант Татаренков К.К.), старший на борту командир бригады Лукаш Д.Т., видимость была «нулевая». «Гидролог» должен был установить контакт и осуществлять слежение за авианосной группировкой, разведывательный корабль лег на курс равный пеленгу на авианосец, который выдал вахтенный радиометрист. Некоторое время корабль шёл этим курсом. Проанализировав обстановку по данным постов радиоперехвата на УКВ, я усомнился в правильности назначенного командиром корабля курса и приказал заменить вахтенного радиометриста. При этом выяснилось, что работа радиомаяка авианосца в СВ диапазоне, прослушивалась в затухающем режиме, т.е. пеленг был выдан не прямой, а обратный и мы не сближались с группировкой кораблей, а удалялись от неё. Пришлось лечь на обратный курс и только после этого мы пошли на сближение. Нам повезло, что в условиях плохой видимости скорость кораблей соединения была снижена, и мы незначительно удалились от группировки, но время порядка, трёх-четырёх часов, туда и обратно было потеряно. Контакт с авианосной группой был установлен.
Этот случай стал предметом разбора с офицерским составом корабля, личным составом ПМРГ и со всем личным составом, имеющим отношение к данному случаю.
Я подсчитал, сколько было израсходовано дизельного топлива и его стоимость, за время следования по неправильному курсу и обратно, стоимость топлива в ценах 1973 года составила 1200 рублей. В такую сумму государству обошлась ошибка одного матроса, выдавшего неправильный пеленг. Это был наглядный пример для всего экипажа корабля.
В ночное время, соблюдая скрытность – редкое использование средств связи и активных радиолокационных станций, «Гидролог» подошел на предельно близкое расстояние к американским кораблям авианосной группы, которые лежали в дрейфе в районе залива Тояма. Наш разведывательный корабль тоже лёг в дрейф и активно вёл наблюдение за радиообменом в радиосетях внутриэскадренной ближней и дальней связи. Были получены ценные разведывательные материалы, сняты параметры многих радиоэлектронных средств кораблей авианосной группы. С улучшением видимости «Гидролог» увеличил дистанцию до группировки кораблей, продолжая выполнение поставленных перед ним задач.
Весьма ценные сведения об организации противолодочной обороны западного побережья США были получены срзк «Пеленг» (командир корабля капитан 3 ранга Козич К.К.) в апреле-июле 1967 года.
За годы существования 169 одк и 38 бко были добыты сотни документов с грифами: «Для служебного пользования», «Секретно» и «Совершенно секретно».
В 1973 году, в соответствии с Директивой Генерального штаба ВС СССР, состоялось очередное плановое аттестование офицерского состава ВС. Аттестован был и я с выводом: «Занимаемой должности соответствует». Аттестация была написана моим непосредственным начальником – начальником Центра РЭР Разведки флота, согласована с начальником разведки и начальником штаба флота. При согласовании у командующего флотом адмирала флота Николая Ивановича Смирнова, последний сделал заключение: «Занимаемой должности соответствует. В 1977 году целесообразно назначить на береговую должность по возрасту». Аттестацию утвердил Главнокомандующий ВМФ СССР. Мне в то время было 46 лет, то есть до конца действительной службы для офицеров в моем воинском звании оставалось еще четыре года. В занимаемой должности я находился уже четыре года и при нормальном прохождении службы после такого срока обычно следовало назначение на новую должность.
После прохождения аттестования моя служба в должности командира бригады кораблей ОСНАЗ продолжалась. В 1974-1975 годах кадровые органы флота и ВМФ, в порядке реализации выводов по аттестации, начали предлагать мне береговые должности: начальника разведки Ленинградской военно-морской базы, начальника факультета радиоэлектроники Калининградского (ныне Балтийского имени адмирала Ф. Ушакова) военно-морского училища. Обе предложенные должности имели штатную категорию – «капитан 1 ранга» и особого интереса у меня не вызвали, поэтому я спокойно продолжал службу.
30 января 1975 года, накануне свадьбы моего старшего сына (2 февраля), я ушел в море в район о. Гуам на мрзк «Гидрофон», «вывозя» в первый поход вновь назначенного командира корабля. 20 февраля уже на брзк «Приморье» я возвратился в базу. Через две недели после возвращения во Владивосток узнал, что за высокие показатели в поддержании боевой готовности кораблей и частей соединения, успешное решение специальных задач Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1975 года, я награжден новым учрежденным орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени. Одновременно этим же орденом были награждены и два моих заместителя: Начальник штаба бригады капитан 1 ранга Э.П. Лопатин и заместитель по политической части капитан 1 ранга А.П. Шастун. Для нас это явилось полной неожиданностью и было одним из первых на ТОФ награждений этим орденом.
В этом же году последовало предложение дать согласие для назначения меня на должность старшего офицера в Главное управление кадров и военного образования Министерства обороны. Было запрошено всего две кандидатуры с должностей командиров соединений флотов: с ТОФ – моя кандидатура и с СФ. В назначении меня на эту должность был заинтересован и начальник управления кадров флота. Дня три мы с женой думали-решали и когда я позвонил в управление кадров и сообщил о своем согласии, то оказалось, что северянин получив предложение сразу же вылетел в Москву и там дал свое согласие на назначение. Для меня «поезд ушел».
Поступило предложение и в 1976 году. Заместитель командующего флотом по Тылу – начальник Тыла флота вице-адмирал Николай
Николаевич Сидорчук предложил мне должность начальника Управления вспомогательного флота ТОФ (в подчинении две бригады кораблей, судов и различных плавсредств, всего 310 единиц). Штатная должностная категория начальника управления «капитан 1 ранга» -«»контр-адмирал», должностной оклад ниже, чем у командира бригады кораблей ОСНАЗ. Встретившись и побеседовав с последним начальником этого управления капитаном 1 ранга В. Буссель, который занимал эту должность в течении восьми лет, я решил отказаться от предложения. К тому же на корабли и суда вспомогательного флота я в течении всего периода командования бригадой ОСНАЗ списывал туда всех офицеров и матросов, не соответствующих требованиям для службы на кораблях и в частях разведки флота. Через некоторое время я был вызван на беседу к командующему флотом адмиралу Владимиру Петровичу Маслову и в присутствии начальника Тыла флота еще раз подтвердил свой отказ от предложенной должности. На этом предложения по реализации выводов по аттестации прекратились.
P.S. Назначенный на должность начальника управления вспомогательного флота капитан 1 ранга Якимчук через некоторое время получил очередное воинское звание «контр-адмирал».
С 21 сентября по 2 декабря 1977 года я совершил свой последний дальний морской поход на боевую службу в Индийский океан, к берегам Сомали (Бербера), Южного Йемена (остров Сокотра). В походе я проверял подготовку к самостоятельному решению разведывательных задач, вновь назначенного командира корабля срзк «Семен Челюскин» капитана 3 ранга Левых В.Ф. Этот поход был моей «лебединой песней» в военно-морской службе.
Я доложил командующему флотом о готовности командира корабля к самостоятельному решению задач, оставил в районе деятельности эскадры срзк «Семен Челюскин» и на СДК-51, от берегов Северо-восточной Африки через Малаккский пролив, должен был возвратиться во Владивосток.
Для повышения эффективности решения оперативных задач, поставленных перед соединением, я пытался использовать все возможные пути вплоть до привлечения личного состава, уволенного в запас и отправленного морем на попутных кораблях на Родину.
На переходе через Индийский океан в Тихий океан силами группы, уволенных в запас матросов и старшин специалистов ОСНАЗ, я организовал ведение разведки.
В связи с тем, что в составе группы, не было офицера или мичмана, которые могли бы обрабатывать информацию, эту функцию пришлось выполнять мне. По моей просьбе командир СДК-51 выделил разведчикам несколько радиоприемников, а также разрешил использовать корабельный радиопеленгатор и телетайп, что позволило открыть четыре боевых радио разведывательных поста. Мне же, не имея справочных материалов, пришлось принимать посильное участие в первичной обработке разведывательных материалов, здесь пригодился многолетний опыт службы в информационном отделе Разведки ТОФ. Через корабельные средства связи ежедневно передавали в штаб ТОФ разведывательные донесения и сводки.
Личный состав, в период перехода добросовестно нёс вахты, несмотря на то, что все сослуживцы, их призыва, во Владивостоке уже уволились в запас и уехали домой.
Дальше
Лукаш Д.Т. "Воспоминания о службе морской". |