5 июля 1969 года начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал флота Н.Д. Сергеев подписал директиву, согласно которой предписывалось к 1 октября 1969 года сформировать в составе Тихоокеанского флота 38-ю отдельную бригаду кораблей ОСНАЗ Разведки ТОФ. Бригада должна была быть создана на базе 19 отдельного морского радиотехнического отряда и входившего в её состав 169 отдельного дивизиона разведывательных кораблей и базироваться в городе Владивостоке.
38-ая отдельная бригада кораблей ОСНАЗ подчинялась непосредственно начальнику Разведки флота. В состав бригады вошли:
- управление и штаб;
- 19 морской радио - радиотехнический отряд (19 МРРТО), в составе шести подвижных морских разведывательных групп (ПМРГ) и 395 отдельного морского радиотехнического пункта (395 ОМРТП) на Камчатке;
- 15 кораблей, входивших в состав 169 отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ;
- 2003 береговая база.
Этой же директивой предписывалось, с 30 сентября 1969 года расформировать: управление 169 отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ и 115 ОМРТП на острове Аскольд.
К 30 сентября 1969 года директива ГШ ВМФ была исполнена. Таким образом, 1 октября 1969 года на базе 19 ОМРТО и входившего в его состав 169 одк была сформирована 38 отдельная бригада кораблей ОСНАЗ Разведки ТОФ.
Это было первое в истории ВМФ СССР оперативно-тактическое соединение разведывательных кораблей.
Первые корабли, которые вошли во вновь сформированную бригаду:
- разведывательный корабль 2 ранга «Гавриил Сарычев»;
- разведывательные корабли 3 ранга: «Гидрограф», «Пеленг», «Гидролог», «Анероид», «Курсограф», «Измеритель», «Протрактор», «Амперметр», «Барограф», «Гидрофон», «Дефлектор», «ГС-34», «ГС-47»;
- штабной корабль «ЦЛ-90».
Первым командиром 38 бригады кораблей ОСНАЗ (38 ОБК ОСНАЗ), приказом ГК ВМФ был назначен капитан 1 ранга Лукаш Дмитрий Тимофеевич, с должности командира 19 ОМРТО.
Начальником штаба – первым заместителем комбрига был назначен капитан 2 ранга Зайцев Виктор Алексеевич.
Штаб, в целом, был сформирован удачно. Большинство офицеров выполняли эти обязанности, будучи соответствующими специалистами штаба 19 ОМРТО.
19 морской радио - радиотехнический отряд был создан на базе 19 ОМРТО, но по структуре существенно отличался от своего предшественника. По новой структуре 19 МРРТО не имел своего штаба. Новая организационная структура отряда включала:
- управление отряда;
- центр радиоразведки (ЦРР);
- центр радиотехнической разведки (ЦРТР);
- узел связи (УС);
- центр обработки информации (ЦОИ);
- семь учебных кабинетов;
- 395 ОМРТП на Камчатке.
Командиром 19 МРРТО был назначен, капитан 3 ранга Суров Александр Васильевич.
Центр радиоразведки по новому штату имел уже десять групп радиоразведки и предназначался для комплектования ПМРГ на разведывательные корабли бригады, на боевые корабли и вспомогательные суда флота, а также на суда других министерств и ведомств.
2003 береговая база была создана на базе Тыла 19 ОМРТО. Структура береговой базы включала в себя:
- командование (командир и его заместитель);
- службы: радиотехническую, продовольственную, вещевую, финансовую;
- части: электромеханическую, шкиперскую, топливную, квартирно-эксплуатационную, секретную;
- команды: автотранспортной техники, плавсредств;
- клуб;
- склады: продовольствия, боеприпасов, химического и медицинского имущества.
Первым командиром 2003 береговой базы – заместителем комбрига по МТО был назначен подполковник Мисник Анатолий Михайлович.
Директивой Командующего ТОФ были разграничены функции между Разведывательным управлением штаба ТОФ, Центром РЭР флота и 38 отдельной бригадой кораблей ОСНАЗ.
Директива предоставляла командованию бригады и 2003 береговой базы широкие полномочия по самостоятельному решению многих служебных вопросов, в том числе по комплектованию кораблей и частей офицерским и личным составом (кроме специалистов ОСНАЗ). Командование бригады решало следующие вопросы:
- ремонт, материально-техническое обеспечение и поддержание боевой готовности кораблей и частей;
- подготовка кораблей к выходу в море;
- ведение переписки и решение всех вопросов с управлением капитального строительства, морской инженерной службой, техническим управлением, топливным отделом, отделом фондового имущества, финансовым отделом и другими управлениями и отделами флота.
В случае необходимости, командир бригады мог самостоятельно выходить на начальника штаба флота, по наиболее важным вопросам (восстановление боевой готовности, т.п.).
Определён был и широкий круг специальных вопросов, решаемых самостоятельно командованием и штабом бригады.
К 10 октября 1969 года были отработаны организационные вопросы. При этом, командованию бригады и офицерам штаба бригады пришлось ходить по многим соединениям флота, их штабам и по «крохам» собирать за образец все лучшие и необходимые документы, которые затем трансформировались под специфику нашей бригады. В последующем, некоторыми из подготовленных документов, мы поделились с разведками Северного и Черноморского флотов, при формировании у них в 1971 году бригад разведывательных кораблей.
До 20 октября 1969 года нами были проведены ряд учений, по боевому слаживанию бригады. К 10 ноября 1969 года были поставлены задачи кораблям и частям бригады на новый 1970 учебный год.
15 ноября 1969 года был расформирован последний на флоте 395 отдельный морской радиотехнический пункт на Камчатке.
В связи с новой организационной структурой возникла необходимость решения многих вопросов, в том числе базирования, размещения личного состава и т.д. Необходимостью ускоренного решения этих вопросов явилось дальнейшее пополнение бригады новыми разведывательными кораблями. Так, в декабре 1969 года в состав бригады вошел новый, первый большой разведывательный корабль 1 ранга проекта 394-Б «Приморье», который в июне 1970 года прибыл во Владивосток. Первый командир корабля капитан 1 ранга Иванов Борис Герасимович. В апреле 1970 года в город Николаев убыл экипаж для приёмки из новостройки второго большого разведывательного корабля проекта 394-Б «Забайкалье».
Из-за неприспособленности для размещения управления и штаба бригады и крайне неудовлетворительного технического состояния штабного корабля «ЦЛ-90», я был вынужден в 1970 году добиться вывода его из состава бригады и передачи на флот. В этом же году в состав бригады был включен новый разъездной катер «РК-1044».
В марте 1971 года в состав бригады вошел второй большой разведывательный корабль «Забайкалье», который 10 апреля 1972 года прибыл во Владивосток. Первый командир корабля капитан 2 ранга Козьмин Александр Борисович.
В 1971 году, одновременно с созданием бригад разведывательных кораблей на Северном и Черноморском флотах, 38 отдельная бригада разведывательных кораблей получила новое наименование – 38 бригада кораблей ОСНАЗ (38 бко) и организационно вошла в подчинение начальнику РЭР флота.
В 1972 году бригада приобрела бывшую японскую шхуну, получившую название «ГС-236», первый командир Н.П. Кобзарь. В этом же году был выведен из боевого состава и списан «ГС-34», а в 1973 году – «ГС-47».
В 1975 году я получил разрешение начальника штаба ТОФ подобрать для нашей бригады одно гидрографическое судно проекта «861-м». Свой выбор я остановил на гису «Вега», которое было передано в состав бригады и получило наименование – разведывательный корабль 3 ранга «Вега». Первым командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Майтаков Георгий Григорьевич, будущий начальник Разведки ТОФ (1991 – 1994 гг.), а впоследствии депутат Государственной Думы Российской Федерации 2-го и 3-го созывов.
Новые корабли, поступающие в состав бригады, имели в своем штате подразделения ОСНАЗ и службу обработки информации, поэтому в 1975 году в 19 МРРТО были сокращены шесть должностей командиров ПМРГ (пять в Центре РР и одна в Центре РТР).
23 марта 1976 года в состав бригады вошел разведывательный корабль 3 ранга «Ильмень», проекта 861-м. Корабль был передан из состава Разведки Северного флота и совершил переход из Североморска во Владивосток. Командир корабля капитан 3 ранга Бодриков Сергей Петрович.
29 сентября 1976 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве первого в ВМФ СССР, да и в мире, большого атомного разведывательного корабля проекта 1941 «Титан», получившего впоследствии название «Урал».
В феврале 1977 года наша бригада пополнилась еще одним кораблём – из Севастополя во Владивосток, южным морским путём, перешло гидрографическое судно «Семен Челюскин». Это был второй, после «Гавриила Сарычева», разведывательный корабль 2 ранга. Командир корабля капитан 3 ранга А. Карпов. Командиром группы ОСНАЗ на борту «Семена Челюскина» был капитан-лейтенант В. М. Фёдоров, будущий вице-адмирал, начальник Разведки ВМФ.
В этом же, 1977 году, были выведены из боевого состава флота и списаны разведывательные корабли: «Гидролог», «Амперметр» и «ГС-236». В дальнейшем происходило пополнение 38 бко новыми разведывательными кораблями, специальной постройки и списание устаревших кораблей.
Вошедшие в состав бригады разведывательные корабли «Вега» и «Семен Челюскин» требовали дооборудования и оснащения их специальной аппаратурой для решения задач в соответствии с новым предназначением. Корабли, ранее входившие в состав 169 одк, также требовали переоснащения их более новой специальной аппаратурой и другими техническими устройствами: новыми гидроакустическими станциями, радиопеленгаторами, радиопередатчиками, радиолокационными станциями, гирокомпасами, лагами, эхолотами и т.д.
Слабая обеспеченность старых кораблей средствами разведки требовала от офицерского состава кораблей, флагманских специалистов и от главного инженера бригады активной рационализаторской работы. Особенно много рационализаторских предложений внесли офицеры Г.И. Курицын, Ю.П. Терехов, Л.Я. Нейштадт, В.Е. Исаев, Э.Н. Иленан. Например, в 1974 году только на брзк «Забайкалье» было внесено и внедрено 121 рационализаторское предложение. 38 бко неоднократно занимала призовое второе место на ТОФ на конкурсах по лучшей постановке рационализаторской работы, награждалась грамотами Командующего флотом, а наиболее отличившийся личный состав поощрялся.
На кораблях нашей бригады проходили испытания новые комплексы по обнаружению и слежению за иностранными атомными подводными лодками, которые позже внедрялись и на других кораблях ВМФ. Поддерживалась тесная связь с академическими и научно-исследовательскими институтами.
Уделяя должное внимание вопросам дооборудования и перевооружения кораблей на новую технику, замену устаревших кораблей на более новые, я стремился не упускать из поля зрения кадровые вопросы. Необходимо было доукомплектовать корабли и части личным составом, уменьшить текучесть офицеров, особенно на кораблях, поднять престижность корабельной службы.
В связи с формированием 38 отдельной бригады кораблей ОСНАЗ, директивой начальника штаба флота от 5 июля 1969 года, перед нами была поставлена задача: до 5 сентября организовать встречу и размещение вновь назначенных на бригаду офицеров, а до 20 сентября доукомплектовать все корабли офицерами, мичманами и военнослужащими срочной службы. К 25 сентября 1969 года вакантные офицерские должности, в основном, были укомплектованы. Среди прибывших на соединение офицеров, порядка 10 процентов составляли офицеры, призванные из запаса в возрасте до 30 лет.
К указанному сроку директива начальника штаба флота была выполнена. В 1973 году укомплектованность бригады офицерским составом составляла от 92 до 98 процентов.
Начиная с 1968 года мы, ежегодно совместно с начальниками Разведки и РЭР флота, проводили по одному – два семинара и сбора с молодыми офицерами с целью оказания им помощи в достижении профессионального мастерства. На этих сборах и семинарах молодые офицеры делились опытом практического освоения своей специальности, опытом работы по обучению и воспитанию подчиненных. В непринуждённой обстановке молодые офицеры высказывали свое мнение по тем или иным проблемам, задавали вопросы, находили на них ответы.
В период командования соединением, накануне стажировки курсантов – выпускников, я лично с флагманскими специалистами (штурманом, связистом, специалистом по РТР) бригады выезжал в ТОВВМУ. В училище мы изучали личные дела, беседовали с командованием факультета, роты и самими курсантами, отбирая кандидатов для стажировки и дальнейшего прохождения службы на кораблях бригады. В большинстве случаев все отобранные кандидаты получали назначение на наши корабли и хорошо служили. Примером эффективности такого отбора может быть служба выпускника ТОВВМУ 1975 года В.В. Престинского, ставшего впоследствии командиром нашей бригады.
На бригаде были составлены списки кандидатов на перемещение, на основании выводов по результатам аттестации, которые доводились до сведения кандидатов и их командиров. Эти списки реализовывались при проведении назначений на новые должности.
Работая на кораблях и в частях соединения, я стремился видеть не только негативное, но подмечать и всё положительное, учить и помогать молодым офицерам и командирам, используя для этого, в первую очередь, каждый выход в море, а таких выходов было очень много.
В 1973 – 1975 годах была проведена большая работа по «омолаживанию» кадров, в результате проведенных назначений к началу 1975 года на соединении 70 процентов командиров в должности были менее двух лет, 15 процентов – до трёх лет и только 15 процентов командиров были в должностях более трех лет. Такое же положение было и со старшими помощниками (помощниками) командиров.
С целью поддержания укомплектованности сил постоянной готовности на должном уровне, в штабе был заведен учет по укомплектованности каждого корабля и по каждой специальности, информация еженедельно корректировалась, и докладывалась мне. На основании этих данных принимались меры по доукомплектованию кораблей постоянной готовности.
Для службы на разведывательных кораблях и в частях личный состав проходил специальный отбор. На момент создания 38 бко в 19 ОМРТО проходили службу военнослужащие 31 национальности: русские – 79,0%, украинцы – 13,0%, белорусы – 1,4%, татары – 1,3%, буряты – 1,2%, остальные 26 национальностей - всего 4,1%.
Образовательный уровень военнослужащих срочной службы был весьма высоким: с высшим и незаконченным высшим образованием – 10,0%, с образованием 9-10 классов – 66,3%, с образованием 8 классов – 21,2%, ниже 8 классов – 2,5%.
Усилиями командования и штаба бригада превратилась в элитное соединение флота, служить в котором считалось за честь. Она стала настоящей «кузницей» кадров для частей РЭР флота, штабов и управлений ТОФ и ВМФ, для специальных военно-морских учебных заведений. Это было самое плавающее соединение ТОФ.
Боевая подготовка кораблей и частей бригады носила чисто прикладной характер и строилась в соответствии с требованиями Корабельного Устава ВМФ, ККО-67 и ежегодными организационно-методическими указаниями начальника РЭР, флагманского штурмана флота, начальника управления связи, Радиотехнической службы флота, Технического управления, Медицинской службы и др. Особое внимание обращалось на подготовку специалистов ОСНАЗ.
Каждый новый учебный год мы начинали с издания моего приказа об организации боевой подготовки. Этим приказом создавались группы занятий по всем специальностям для офицерского состава, мичманов малых разведывательных кораблей и личного состава малочисленных специальностей. Остальной личный состав входил в группы, назначенные командирами кораблей и частей. Личный состав ОСНАЗ в дни занятий по специальности освобождался от всех общекорабельных вахт и нарядов. Общее руководство занятиями осуществляли флагманские специалисты штаба бригады. В дни занятий по специальности все офицеры управления и штаба расписывались по кораблям и осуществляли контроль.
В тактической подготовке командиров, их старших помощников (помощников) большое внимание было обращено на грамотное соблюдение инструкций по слежению за иностранными кораблями и судами, на знание документов правового регулирования боевой службы.
Учитывая специфику деятельности личного состава наших кораблей и 19 МРРТО, в подготовке офицеров основное упор мы делали на самостоятельную подготовку в базе (3 часа в неделю) и на использование всех основных форм – в море, когда на борту находился весь офицерский состав. В период нахождения кораблей в море, на них выполнялась основная масса мероприятий по офицерской и общей подготовке.
С целью создания наилучших условий для решения специальных задач, выполнения задач боевой подготовки в море, поддержания боевой готовности корабля и его технических средств, кроме обычного недельного распорядка дня, нами в 1970 году был разработан и введен на всех кораблях бригады походный недельный распорядок дня. Походный распорядок дня учитывал специфику боевой службы в условиях несения на корабле двух- и трёхсменной вахты, а также выполнение всех мероприятий, предусмотренных Корабельным Уставом и другими руководящими документами. В недельном походном распорядке дня, который был единым для всех кораблей соединения, предусматривалось время на все виды боевой подготовки. Типовой распорядок дня для кораблей бригады был разработан в трёх вариантах: базовый, походный (на период нахождения кораблей в море) и заводской (на период нахождения корабля в заводском ремонте).
Находясь в море на кораблях бригады, я зачастую лично проводил подготовку офицерского состава, воспитывая у них умение, анализировать обстановку, предусмотрительность, вырабатывать правильное решение, особенно при одиночном плавании и решении специальных задач. Уровень тактической подготовки офицеров я рассматривал, как элемент боевой подготовки корабля. В тактической подготовке офицерского состава, особенно командиров кораблей, я стремился учить их проявлять мужество, смелость, разумный риск, и эти качества оказывались не лишними при решении специальных задач боевой службы.
В феврале 1975 года рзк «Гидрофон» (командир корабля А.Н. Рудаков, старший на борту комбриг) в Филиппинском море оказался зажатый в «тиски» двух тайфунов. Экипаж в течение трёх суток мужественно боролся со стихией (ветер 9-10 баллов, море – 8 баллов) и вышел победителем.
При подготовке корабля к выходу на боевую службу был введен порядок, когда обязательно под руководством флагманского специалиста по РТР и начальника РТС гидроакустики корабля проходили тренировки в учебном кабинете радиотехнической службы флота.
В организации боевой подготовки я стремился большое внимание уделять знанию командирами кораблей основ хорошей морской практики.
Учитывая печальную судьбу американского рзк «Пуэбло» и провокации по отношению к нашим разведывательным кораблям, серьезное внимание уделялось стрелковой подготовке личного состава и выполнению упражнений по дальности и точности метания гранат, а также выполнению всех специальных мероприятий на случай попытки досмотра или захвата нашего разведывательного корабля.
18.04.1974 год. В штурманской рубке брзк «Забайкалье», проверка прокладки штурмана.
Часто выходя в море на боевую службу, на разведывательных кораблях бригады, я имел возможность лично досконально и внимательно изучить состояние тактической и специальной подготовки офицерского состава, специальную подготовку всех категорий личного состава корабля и практическое выполнение обязанностей по решению специальных задач. Здесь в полной мере проявлялось качество отработки кораблем курсовых задач, уровень его готовности к боевой службе. Это была оценка работы не только экипажа корабля, его командира, но и офицеров штаба по выполнению ими своих должностных обязанностей.
В основу стиля своей работы я положил контроль над выполнением отданных приказаний, выполнением требований уставов и других руководящих документов, поэтому вечерний доклад начальника штаба бригады о выполнении суточного плана, особенно по подготовке кораблей к выходу в море и утверждение плана на следующие сутки, продолжался порою по 1,5 - 2, 0 часа.
От Командующего флотом адмирала В.А. Фокина я перенял опыт контроля подготовки офицеров штаба к проверке корабля (части) по отработке курсовой задачи или отдельному её элементу. С этой целью за 2 – 3 суток до проверки я собирал офицеров, участвующих в проверке, и проводил контрольный опрос по знанию ими руководящих документов по проверяемому вопросу. После опроса, я, как руководитель проводимой проверки, инструктировал проверяющих офицеров. Каждому проверяющему вручался вопросник, согласно которому он должен был изучать состояние дел на корабле или части. Такая организация проверок заставляла лучше готовиться самих офицеров штаба, а проверка была более качественной, целеустремленной и результативной.
Капитан 1 ранга Зайцев Виктор Алексеевич.
Наиболее эффективно руководил штабом бригады его первый начальник – капитан 1 ранга В.А. Зайцев (1969 – 1972 гг.). Работа штаба бригады – это тема отдельного описания, но в организацию работы штаба, я считаю, мы с начальником штаба внесли много нового, полезного и эффективного. В моей книге («Послевоенная военно-морская разведка Тихоокеанского флота») это подробно описано. Я стремился к тому, чтобы штаб не работал сам на себя, не занимался только бумажными делами, а был организатором и активно участвовал в делах на корабле, в части обеспечения выполнения экипажем задач, поставленных командиром бригады.
|