Глава 8. Под флагом комбрига.

          5 июля 1969 года начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал флота Н.Д. Сергеев подписал директиву, согласно которой предписывалось к 1 октября 1969 года сформировать в составе Тихоокеанского флота 38-ю отдельную бригаду кораблей ОСНАЗ Разведки ТОФ. Бригада должна была быть создана на базе 19 отдельного морского радиотехнического отряда и входившего в её состав 169 отдельного дивизиона разведывательных кораблей и базироваться в городе Владивостоке.

38-ая отдельная бригада кораблей ОСНАЗ подчинялась непосредственно начальнику Разведки флота. В состав бригады вошли:

- управление и штаб;

- 19 морской радио - радиотехнический отряд (19 МРРТО), в составе шести подвижных морских разведывательных групп (ПМРГ) и 395 отдельного морского радиотехнического пункта (395 ОМРТП) на Камчатке;

- 15 кораблей, входивших в состав 169 отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ;

- 2003 береговая база.

Этой же директивой предписывалось, с 30 сентября 1969 года расформировать: управление 169 отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ и 115 ОМРТП на острове Аскольд.

К 30 сентября 1969 года директива ГШ ВМФ была исполнена. Таким образом, 1 октября 1969 года на базе 19 ОМРТО и входившего в его состав 169 одк была сформирована 38 отдельная бригада кораблей ОСНАЗ Разведки ТОФ.

Это было первое в истории ВМФ СССР оперативно-тактическое соединение разведывательных кораблей.

Первые корабли, которые вошли во вновь сформированную бригаду:

- разведывательный корабль 2 ранга «Гавриил Сарычев»;

- разведывательные корабли 3 ранга: «Гидрограф», «Пеленг», «Гидролог», «Анероид», «Курсограф», «Измеритель», «Протрактор», «Амперметр», «Барограф», «Гидрофон», «Дефлектор», «ГС-34», «ГС-47»;

- штабной корабль «ЦЛ-90».

  Первым командиром 38 бригады кораблей ОСНАЗ (38 ОБК ОСНАЗ), приказом ГК ВМФ был назначен капитан 1 ранга Лукаш Дмитрий Тимофеевич, с должности командира 19 ОМРТО.

Начальником штаба – первым заместителем комбрига был назначен капитан 2 ранга Зайцев Виктор Алексеевич.

Штаб, в целом, был сформирован удачно. Большинство офицеров выполняли эти обязанности, будучи соответствующими специалистами штаба 19 ОМРТО.

19 морской радио - радиотехнический отряд был создан на базе 19 ОМРТО, но по структуре существенно отличался от своего предшественника. По новой структуре 19 МРРТО не имел своего штаба. Новая организационная структура отряда включала:

- управление отряда;

- центр радиоразведки (ЦРР);

- центр радиотехнической разведки (ЦРТР);

- узел связи (УС);

- центр обработки информации (ЦОИ);

- семь учебных кабинетов;

- 395 ОМРТП на Камчатке.

  Командиром 19 МРРТО был назначен, капитан 3 ранга Суров Александр Васильевич.

  Центр радиоразведки по новому штату имел уже десять групп радиоразведки и предназначался для комплектования ПМРГ на разведывательные корабли бригады, на боевые корабли и вспомогательные суда флота, а также на суда других министерств и ведомств.

2003 береговая база была создана на базе Тыла 19 ОМРТО. Структура береговой базы включала в себя:

- командование (командир и его заместитель);

- службы: радиотехническую, продовольственную, вещевую, финансовую;

- части: электромеханическую, шкиперскую, топливную, квартирно-эксплуатационную, секретную;

- команды: автотранспортной техники, плавсредств;

- клуб;

- склады: продовольствия, боеприпасов, химического и медицинского имущества.

  Первым командиром 2003 береговой базы – заместителем комбрига по МТО был назначен подполковник Мисник Анатолий Михайлович.

  Директивой Командующего ТОФ были разграничены функции между Разведывательным управлением штаба ТОФ, Центром РЭР флота и 38 отдельной бригадой кораблей ОСНАЗ.

  Директива предоставляла командованию бригады и 2003 береговой базы широкие полномочия по самостоятельному решению многих служебных вопросов, в том числе по комплектованию кораблей и частей офицерским и личным составом (кроме специалистов ОСНАЗ). Командование бригады решало следующие вопросы:

- ремонт, материально-техническое обеспечение и поддержание боевой готовности кораблей и частей;

- подготовка кораблей к выходу в море;

- ведение переписки и решение всех вопросов с управлением капитального строительства, морской инженерной службой, техническим управлением, топливным отделом, отделом фондового имущества, финансовым отделом и другими управлениями и отделами флота.

В случае необходимости, командир бригады мог самостоятельно выходить на начальника штаба флота, по наиболее важным вопросам (восстановление боевой готовности, т.п.).

  Определён был и широкий круг специальных вопросов, решаемых самостоятельно командованием и штабом бригады.

  К 10 октября 1969 года были отработаны организационные вопросы. При этом, командованию бригады и офицерам штаба бригады пришлось ходить по многим соединениям флота, их штабам и по «крохам» собирать за образец все лучшие и необходимые документы, которые затем трансформировались под специфику нашей бригады. В последующем, некоторыми из подготовленных документов, мы поделились с разведками Северного и Черноморского флотов, при формировании у них в 1971 году бригад разведывательных кораблей.

До 20 октября 1969 года нами были проведены ряд учений, по боевому слаживанию бригады. К 10 ноября 1969 года были поставлены задачи кораблям и частям бригады на новый 1970 учебный год.

15 ноября 1969 года был расформирован последний на флоте 395 отдельный морской радиотехнический пункт на Камчатке.

В связи с новой организационной структурой возникла необходимость решения многих вопросов, в том числе базирования, размещения личного состава и т.д. Необходимостью ускоренного решения этих вопросов явилось дальнейшее пополнение бригады новыми разведывательными кораблями. Так, в декабре 1969 года в состав бригады вошел новый, первый большой разведывательный корабль 1 ранга проекта 394-Б «Приморье», который в июне 1970 года прибыл во Владивосток. Первый командир корабля капитан 1 ранга Иванов Борис Герасимович. В апреле 1970 года в город Николаев убыл экипаж для приёмки из новостройки второго большого разведывательного корабля проекта 394-Б «Забайкалье».

Из-за неприспособленности для размещения управления и штаба бригады и крайне неудовлетворительного технического состояния штабного корабля «ЦЛ-90», я был вынужден в 1970 году добиться вывода его из состава бригады и передачи на флот. В этом же году в состав бригады был включен новый разъездной катер «РК-1044».

В марте 1971 года в состав бригады вошел второй большой разведывательный корабль «Забайкалье», который 10 апреля 1972 года прибыл во Владивосток. Первый командир корабля капитан 2 ранга Козьмин Александр Борисович.

В 1971 году, одновременно с созданием бригад разведывательных кораблей на Северном и Черноморском флотах, 38 отдельная бригада разведывательных кораблей получила новое наименование – 38 бригада кораблей ОСНАЗ (38 бко) и организационно вошла в подчинение начальнику РЭР флота.

В 1972 году бригада приобрела бывшую японскую шхуну, получившую название «ГС-236», первый командир Н.П. Кобзарь. В этом же году был выведен из боевого состава и списан «ГС-34», а в 1973 году – «ГС-47».

В 1975 году я получил разрешение начальника штаба ТОФ подобрать для нашей бригады одно гидрографическое судно проекта «861-м». Свой выбор я остановил на гису «Вега», которое было передано в состав бригады и получило наименование – разведывательный корабль 3 ранга «Вега». Первым командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Майтаков Георгий Григорьевич, будущий начальник Разведки ТОФ (1991 – 1994 гг.), а впоследствии депутат Государственной Думы Российской Федерации 2-го и 3-го созывов.

Новые корабли, поступающие в состав бригады, имели в своем штате подразделения ОСНАЗ и службу обработки информации, поэтому в 1975 году в 19 МРРТО были сокращены шесть должностей командиров ПМРГ (пять в Центре РР и одна в Центре РТР).

23 марта 1976 года в состав бригады вошел разведывательный корабль 3 ранга «Ильмень», проекта 861-м. Корабль был передан из состава Разведки Северного флота и совершил переход из Североморска во Владивосток. Командир корабля капитан 3 ранга Бодриков Сергей Петрович.

29 сентября 1976 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве первого в ВМФ СССР, да и в мире, большого атомного разведывательного корабля проекта 1941 «Титан», получившего впоследствии название «Урал».

В феврале 1977 года наша бригада пополнилась еще одним кораблём – из Севастополя во Владивосток, южным морским путём, перешло гидрографическое судно «Семен Челюскин». Это был второй, после «Гавриила Сарычева», разведывательный корабль 2 ранга. Командир корабля капитан 3 ранга А. Карпов. Командиром группы ОСНАЗ на борту «Семена Челюскина» был капитан-лейтенант В. М. Фёдоров, будущий вице-адмирал, начальник Разведки ВМФ.

В этом же, 1977 году, были выведены из боевого состава флота и списаны разведывательные корабли: «Гидролог», «Амперметр» и «ГС-236». В дальнейшем происходило пополнение 38 бко новыми разведывательными кораблями, специальной постройки и списание устаревших кораблей.

Вошедшие в состав бригады разведывательные корабли «Вега» и «Семен Челюскин» требовали дооборудования и оснащения их специальной аппаратурой для решения задач в соответствии с новым предназначением. Корабли, ранее входившие в состав 169 одк, также требовали переоснащения их более новой специальной аппаратурой и другими техническими устройствами: новыми гидроакустическими станциями, радиопеленгаторами, радиопередатчиками, радиолокационными станциями, гирокомпасами, лагами, эхолотами и т.д.

Слабая обеспеченность старых кораблей средствами разведки требовала от офицерского состава кораблей, флагманских специалистов и от главного инженера бригады активной рационализаторской работы. Особенно много рационализаторских предложений внесли офицеры Г.И. Курицын, Ю.П. Терехов, Л.Я. Нейштадт, В.Е. Исаев, Э.Н. Иленан. Например, в 1974 году только на брзк «Забайкалье» было внесено и внедрено 121 рационализаторское предложение. 38 бко неоднократно занимала призовое второе место на ТОФ на конкурсах по лучшей постановке рационализаторской работы, награждалась грамотами Командующего флотом, а наиболее отличившийся личный состав поощрялся.

На кораблях нашей бригады проходили испытания новые комплексы по обнаружению и слежению за иностранными атомными подводными лодками, которые позже внедрялись и на других кораблях ВМФ. Поддерживалась тесная связь с академическими и научно-исследовательскими институтами.

Уделяя должное внимание вопросам дооборудования и перевооружения кораблей на новую технику, замену устаревших кораблей на более новые, я стремился не упускать из поля зрения кадровые вопросы. Необходимо было доукомплектовать корабли и части личным составом, уменьшить текучесть офицеров, особенно на кораблях, поднять престижность корабельной службы.

В связи с формированием 38 отдельной бригады кораблей ОСНАЗ, директивой начальника штаба флота от 5 июля 1969 года, перед нами была поставлена задача: до 5 сентября организовать встречу и размещение вновь назначенных на бригаду офицеров, а до 20 сентября доукомплектовать все корабли офицерами, мичманами и военнослужащими срочной службы. К 25 сентября 1969 года вакантные офицерские должности, в основном, были укомплектованы. Среди прибывших на соединение офицеров, порядка 10 процентов составляли офицеры, призванные из запаса в возрасте до 30 лет.

К указанному сроку директива начальника штаба флота была выполнена. В 1973 году укомплектованность бригады офицерским составом составляла от 92 до 98 процентов.

Начиная с 1968 года мы, ежегодно совместно с начальниками Разведки и РЭР флота, проводили по одному – два семинара и сбора с молодыми офицерами с целью оказания им помощи в достижении профессионального мастерства. На этих сборах и семинарах молодые офицеры делились опытом практического освоения своей специальности, опытом работы по обучению и воспитанию подчиненных. В непринуждённой обстановке молодые офицеры высказывали свое мнение по тем или иным проблемам, задавали вопросы, находили на них ответы.

В период командования соединением, накануне стажировки курсантов – выпускников, я лично с флагманскими специалистами (штурманом, связистом, специалистом по РТР) бригады выезжал в ТОВВМУ. В училище мы изучали личные дела, беседовали с командованием факультета, роты и самими курсантами, отбирая кандидатов для стажировки и дальнейшего прохождения службы на кораблях бригады. В большинстве случаев все отобранные кандидаты получали назначение на наши корабли и хорошо служили. Примером эффективности такого отбора может быть служба выпускника ТОВВМУ 1975 года В.В. Престинского, ставшего впоследствии командиром нашей бригады.

На бригаде были составлены списки кандидатов на перемещение, на основании выводов по результатам аттестации, которые доводились до сведения кандидатов и их командиров. Эти списки реализовывались при проведении назначений на новые должности.

Работая на кораблях и в частях соединения, я стремился видеть не только негативное, но подмечать и всё положительное, учить и помогать молодым офицерам и командирам, используя для этого, в первую очередь, каждый выход в море, а таких выходов было очень много.

В 1973 – 1975 годах была проведена большая работа по «омолаживанию» кадров, в результате проведенных назначений к началу 1975 года на соединении 70 процентов командиров в должности были менее двух лет, 15 процентов – до трёх лет и только 15 процентов командиров были в должностях более трех лет. Такое же положение было и со старшими помощниками (помощниками) командиров.

С целью поддержания укомплектованности сил постоянной готовности на должном уровне, в штабе был заведен учет по укомплектованности каждого корабля и по каждой специальности, информация еженедельно корректировалась, и докладывалась мне. На основании этих данных принимались меры по доукомплектованию кораблей постоянной готовности.

Для службы на разведывательных кораблях и в частях личный состав проходил специальный отбор. На момент создания 38 бко в 19 ОМРТО проходили службу военнослужащие 31 национальности: русские – 79,0%, украинцы – 13,0%, белорусы – 1,4%, татары – 1,3%, буряты – 1,2%, остальные 26 национальностей - всего 4,1%.

Образовательный уровень военнослужащих срочной службы был весьма высоким: с высшим и незаконченным высшим образованием – 10,0%, с образованием 9-10 классов – 66,3%, с образованием 8 классов – 21,2%, ниже 8 классов – 2,5%.

Усилиями командования и штаба бригада превратилась в элитное соединение флота, служить в котором считалось за честь. Она стала настоящей «кузницей» кадров для частей РЭР флота, штабов и управлений ТОФ и ВМФ, для специальных военно-морских учебных заведений. Это было самое плавающее соединение ТОФ.

Боевая подготовка кораблей и частей бригады носила чисто прикладной характер и строилась в соответствии с требованиями Корабельного Устава ВМФ, ККО-67 и ежегодными организационно-методическими указаниями начальника РЭР, флагманского штурмана флота, начальника управления связи, Радиотехнической службы флота, Технического управления, Медицинской службы и др. Особое внимание обращалось на подготовку специалистов ОСНАЗ.

Каждый новый учебный год мы начинали с издания моего приказа об организации боевой подготовки. Этим приказом создавались группы занятий по всем специальностям для офицерского состава, мичманов малых разведывательных кораблей и личного состава малочисленных специальностей. Остальной личный состав входил в группы, назначенные командирами кораблей и частей. Личный состав ОСНАЗ в дни занятий по специальности освобождался от всех общекорабельных вахт и нарядов. Общее руководство занятиями осуществляли флагманские специалисты штаба бригады. В дни занятий по специальности все офицеры управления и штаба расписывались по кораблям и осуществляли контроль.

В тактической подготовке командиров, их старших помощников (помощников) большое внимание было обращено на грамотное соблюдение инструкций по слежению за иностранными кораблями и судами, на знание документов правового регулирования боевой службы.

Учитывая специфику деятельности личного состава наших кораблей и 19 МРРТО, в подготовке офицеров основное упор мы делали на самостоятельную подготовку в базе (3 часа в неделю) и на использование всех основных форм – в море, когда на борту находился весь офицерский состав. В период нахождения кораблей в море, на них выполнялась основная масса мероприятий по офицерской и общей подготовке.

С целью создания наилучших условий для решения специальных задач, выполнения задач боевой подготовки в море, поддержания боевой готовности корабля и его технических средств, кроме обычного недельного распорядка дня, нами в 1970 году был разработан и введен на всех кораблях бригады походный недельный распорядок дня. Походный распорядок дня учитывал специфику боевой службы в условиях несения на корабле двух- и трёхсменной вахты, а также выполнение всех мероприятий, предусмотренных Корабельным Уставом и другими руководящими документами. В недельном походном распорядке дня, который был единым для всех кораблей соединения, предусматривалось время на все виды боевой подготовки. Типовой распорядок дня для кораблей бригады был разработан в трёх вариантах: базовый, походный (на период нахождения кораблей в море) и заводской (на период нахождения корабля в заводском ремонте).

Находясь в море на кораблях бригады, я зачастую лично проводил подготовку офицерского состава, воспитывая у них умение, анализировать обстановку, предусмотрительность, вырабатывать правильное решение, особенно при одиночном плавании и решении специальных задач. Уровень тактической подготовки офицеров я рассматривал, как элемент боевой подготовки корабля. В тактической подготовке офицерского состава, особенно командиров кораблей, я стремился учить их проявлять мужество, смелость, разумный риск, и эти качества оказывались не лишними при решении специальных задач боевой службы.

В феврале 1975 года рзк «Гидрофон» (командир корабля А.Н. Рудаков, старший на борту комбриг) в Филиппинском море оказался зажатый в «тиски» двух тайфунов. Экипаж в течение трёх суток мужественно боролся со стихией (ветер 9-10 баллов, море – 8 баллов) и вышел победителем.

При подготовке корабля к выходу на боевую службу был введен порядок, когда обязательно под руководством флагманского специалиста по РТР и начальника РТС гидроакустики корабля проходили тренировки в учебном кабинете радиотехнической службы флота.

В организации боевой подготовки я стремился большое внимание уделять знанию командирами кораблей основ хорошей морской практики.

Учитывая печальную судьбу американского рзк «Пуэбло» и провокации по отношению к нашим разведывательным кораблям, серьезное внимание уделялось стрелковой подготовке личного состава и выполнению упражнений по дальности и точности метания гранат, а также выполнению всех специальных мероприятий на случай попытки досмотра или захвата нашего разведывательного корабля.

 

18.04.1974 год. В штурманской рубке брзк «Забайкалье», проверка прокладки штурмана. 

 

 

 

Часто выходя в море на боевую службу, на разведывательных кораблях бригады, я имел возможность лично досконально и внимательно изучить состояние тактической и специальной подготовки офицерского состава, специальную подготовку всех категорий личного состава корабля и практическое выполнение обязанностей по решению специальных задач. Здесь в полной мере проявлялось качество отработки кораблем курсовых задач, уровень его готовности к боевой службе. Это была оценка работы не только экипажа корабля, его командира, но и офицеров штаба по выполнению ими своих должностных обязанностей.  

В основу стиля своей работы я положил контроль над выполнением отданных приказаний, выполнением требований уставов и других руководящих документов, поэтому вечерний доклад начальника штаба бригады о выполнении суточного плана, особенно по подготовке кораблей к выходу в море и утверждение плана на следующие сутки, продолжался порою по 1,5 - 2, 0 часа.

От Командующего флотом адмирала В.А. Фокина я перенял опыт контроля подготовки офицеров штаба к проверке корабля (части) по отработке курсовой задачи или отдельному её элементу. С этой целью за 2 – 3 суток до проверки я собирал офицеров, участвующих в проверке, и проводил контрольный опрос по знанию ими руководящих документов по проверяемому вопросу. После опроса, я, как руководитель проводимой проверки, инструктировал проверяющих офицеров. Каждому проверяющему вручался вопросник, согласно которому он должен был изучать состояние дел на корабле или части. Такая организация проверок заставляла лучше готовиться самих офицеров штаба, а проверка была более качественной, целеустремленной и результативной.

 

 Капитан 1 ранга Зайцев Виктор Алексеевич. 

 

 

 

Наиболее эффективно руководил штабом бригады его первый начальник – капитан 1 ранга В.А. Зайцев (1969 – 1972 гг.). Работа штаба бригады – это тема отдельного описания, но в организацию работы штаба, я считаю, мы с начальником штаба внесли много нового, полезного и эффективного. В моей книге («Послевоенная военно-морская разведка Тихоокеанского флота») это подробно описано. Я стремился к тому, чтобы штаб не работал сам на себя, не занимался только бумажными делами, а был организатором и активно участвовал в делах на корабле, в части обеспечения выполнения экипажем задач, поставленных командиром бригады.

 

Октябрь 1978г. С некоторыми офицерами штаба соединения.  

 

 

Первый ряд (слева направо): флагманский специалист СПС капитан 3 ранга Орлов В.Г., начальник штаба капитан 2 ранга Максименко Ю.С., командир соединения капитан 1 ранга Лукаш Д.Т., начальник политического отдела соединения капитан 1 ранга Медведев В.А., флагманский специалист РТР капитан 2 ранга Орлов Е.А., помощник заместителя командира соединения по электромеханической части подполковник т/с Касьяненко Ф.К.  Второй ряд: флагманский химик капитан 3 ранга Девликамов Х.Б., старший специалист СПС мичман Кабанец Ю.Г., заместитель командира соединения по электромеханической части капитан 3 ранга Климчук А.А., старший инструктор ЗАС мичман Пискарев А.В. 

Мною был введен порядок, когда на большинстве кораблей бригады, при выходе их в море на боевую службу, на них выходили офицеры штаба или заместители командира бригады. 

Ежегодно в конце зимнего периода (обычно в апреле) и летнего периода обучения как, правило, в сентябре, мы проводили рейдовые сборы кораблей бригады, в которых участвовали все корабли, находившиеся в то время в базе, за исключением кораблей, стоящих в заводском ремонте. Так, в 1976 году в рейдовом сборе участвовало девять кораблей бригады. Часто рейдовые сборы кораблей бригады проводились одновременно с рейдовыми сборами кораблей флота.

Перед выходом кораблей на рейдовый сбор, отработку и сдачу задачи «С-1», проводились групповые упражнения с командирами кораблей, а личный состав сдавал зачёты. Составлялись планы рейдового сбора, обороны и защиты от подводных диверсионных сил и средств (ПДСС), готовились распоряжения по связи, проводились тренировки по сигналопроизводству; готовились управляющие пеленгаторной сетью, а также распоряжения по замене берегового отряда радиоразведки. Корабли пополняли запасы, уточнялась работа ГКП и командного пункта разведки (КПР) корабля. Отрабатывались мероприятия по экстренному выходу кораблей в пункты рассредоточенного базирования.

В процессе рейдовых сборов отрабатывалась замена разведывательными кораблями береговых частей радиоразведки, совместное с береговыми частями пеленгование реальных объектов в море (отрабатывалась организация управления пеленгаторной сетью), совместное пеленгование одиночного корабля, находившегося на боевой службе, а также организация работы корабельных КПР и ГКП. В феврале – марте 1972 года двумя нашими кораблями – «Амперметр» и «Анероид», мы длительное время проводили пеленгование реальных разведываемых объектов.

На рейдовых сборах совершенствовалась организация дозаправки кораблей топливом, прием и передача грузов кильватерным и траверзным способом на ходу кораблей. Проводились показные учения по борьбе за живучесть, по буксировке аварийного корабля. Отрабатывались планы действия экипажа согласно планам защиты и обороны, особенно при угрозе досмотра, организация зрительного и технического наблюдения. При стоянке кораблей в точках рассредоточения мы самое серьезное внимание уделяли защите от ПДСС.

 

 Сентябрь 1978г. Амурский залив. Рейдовый сбор. Разбор элементов задачи К-2 на большом разведывательном корабле "Приморье".  

 

 

Стоят слева направо: капитан 3 ранга Климчук А.А., капитан 2 ранга Печенкин М.И., капитан 1 ранга Лукаш Д.Т., капитан 1 ранга Бурмистров Э.И., капитан 2 ранга Шуляк М.А., капитан 3 ранга Девликамов Х.Б. 

В ходе рейдового сбора на кораблях проверялось выполнение плана оперативной, тактической и специальной подготовки, деловые качества и способности офицеров, подготовленность вахтенных офицеров. Проводилась и контрольная проверка отработки курсовых задач «К-1», «К-2». 

По итогам рейдового сбора проводился разбор и издавался приказ командира бригады с подведением итогов и оценкой каждому кораблю за зимний (летний), период обучения, поощрялись наиболее отличившиеся.

В апреле – мае 1970 года корабли бригады принимали участие в маневрах ВМФ «Океан». За образцовое выполнение воинского долга на манёврах, приказом Главнокомандующего ВМФ № 170 всем участникам была объявлена благодарность.

В апреле 1975 года корабли бригады приняли участие в самых крупных учениях ВМФ «Океан-75», приуроченных к 30-летию Победы. В период учений мы провели перевод бригады на повышенную боевую готовность, а затем на полную. На 19 кораблях были развёрнуты группы ОСНАЗ, а эффективность решения специальных задач в этот период увеличилась в 1,5 – 2 раза.

По итогам боевой подготовки за 1975 год первое место в соединении завоевал брзк «Забайкалье», командир корабля капитан 1 ранга С.С. Васильев.

Приказом Командующего ТОФ брзк «Забайкалье» был объявлен лучшим разведывательным кораблем, а на состязаниях на первенство Разведки ВМФ корабль занял призовое место.

В феврале 1976 года в Москве были организованы сборы руководящего состава Разведки Вооруженных Сил, которые проводили первый Заместитель Министра обороны – начальник Генерального штаба маршал Советского Союза В.Г. Куликов и начальник Главного Разведывательного Управления Генерального штаба генерал армии П.И. Ивашутин. На совещание были приглашены Главнокомандующие и начальники Главных штабов видов ВС, начальники Главных управлений Министерства обороны и Генерального штаба, начальники штабов и Разведки округов и флотов, а также командиры разведывательных соединений. От Тихоокеанского флота на сборах присутствовали: начальник штаба флота вице-адмирал Я.М. Куделькин, начальник Разведки флота капитан 1 ранга Г.Ф. Леонов, командир 38 бко капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш и командир полка дальней разведывательной авиации полковник Гречко.

На совещании были подведены итоги боевой готовности и боевой подготовки Вооруженных Сил за 1975 год и намечены меры по выполнению задач, поставленных Министром обороны на 1976 год. Основное внимание в докладе и в выступлениях было обращено на состояние разведки и перспективах её развития.

После докладов и выступлений участников совещания нам были показаны образцы техники, находящейся на вооружении разведки всех видов ВС, а также образцы разведывательных средств, находившихся в стадии опытно-конструкторских работ (ОКР.) и серийного производства.

Образцы новой техники произвели сильное впечатление! Качество новых технических средств ощутила и наша бригада (через 5 – 12 лет), когда в соединение начали прибывать новые современные разведывательные корабли специальной постройки.

Поддержанию высокой боевой готовности кораблей и частей бригады способствовала чётко поставленная и регулярно проводимая мобилизационная подготовка под руководством командира бригады.

Командиры - 19 МРРТО капитан 2 ранга А.В. Суров и 2003 береговой базы подполковник А.М. Мисник, постоянно поддерживали деловые контакты с районными и городскими военкоматами края. Ежеквартально корректировали списки приписного личного состава и техники, пополняли и обновляли неприкосновенные мобилизационные запасы («НЗ») оружия, технических средств, имущества и продовольствия.

Офицеры запаса и личный состав, призванный из запаса на сборы, готовились по специальному плану и программам. Призванные на сборы, ранее проходили службу в частях и на кораблях разведки, и только незначительная часть раньше проходили службу в других частях, но по смежной специальности.

После окончания сборов участники сдавали зачёты по проведённой подготовке, на них писали характеристики, а на наиболее отличившихся на сборах – представления к присвоению очередного воинского звания. Как правило, сборы проводились продолжительностью от 10 дней до двух месяцев.

В штабе бригады, в отряде и на береговой базе велись графики учёта выполнения мероприятий по отмобилизованию кораблей и частей. Документы по отмобилизованию еженедельно корректировались заместителем начальника штаба, командирами отряда и береговой базы. Кроме этого, оперативный дежурный бригады ежедневно вёл учет наличия запасов (топлива, воды, продовольствия, остаток моторесурса) на каждом корабле соединения, в том числе и на кораблях, находящихся в море на боевой службе и докладывал эту информацию командиру бригады и начальнику штаба.

Вёлся учет сроков прохождения каждым кораблём СБР, КИМС, мерной линии, уничтожения и определения девиации, юстировки радиолокационных станций и т.д.

Таким образом, весь комплекс задач боевой и мобилизационной подготовки был направлен на поддержание высокой боевой готовности кораблей и частей, на подготовку их к решению разведывательных задач, правильное и грамотное управление кораблем в интересах наиболее полного и качественного решения специальных задач.

Решение больших сложных и ответственных задач боевой службы кораблями соединения было бы невозможно без четкой, хорошо отлаженной работы органов материально-технического снабжения.

В 1969 году, одновременно при создании структуры 38 отдельной бригады кораблей ОСНАЗ, на базе Тыла отряда был открыт штат 2003 береговой базы, со значительным расширенными функциями (относительно Тыла отряда) и большей численностью личного состава.

Первым командиром 2003 береговой базы, как упоминалось ранее, был назначен подполковник Анатолий Михайлович Мисник.

 

 А.М. Мисник 

 

 

 

А.М. Мисник проявил себя отличным специалистом, хорошим организатором и умелым воспитателем подчинённых. Он был дисциплинированным офицером с высокоразвитым чувством ответственности за порученное дело.  

В период формирования бригады мне удалось через Командующего флотом решить полностью транспортную проблему, включая выделение бригаде и разъездного катера.

Для создания береговой базы, способной взять на себя функции обеспечения и снабжения береговых подразделений и кораблей всеми видами довольствия, необходимо было создать саму базу, то есть построить: жильё для личного состава, баню, котельную, склады, гараж, помещение узла связи, лазарет, помещение дежурной службы, огородить территорию и т.д.

Строительство всех перечисленных объектов требовало вложения серьезных финансовых средств, которых ни флот, ни Разведка ВМФ нам не выделяли, несмотря на наличие директивы Генштаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ». На 1968 год соединению на все виды расходов, бюджетным финансированием было выделено 2079 рублей.

При таком, с позволения сказать, «финансировании», нам, командованию бригады, отряда и береговой базы, ничего не оставалось, как всё строить хозяйственным способом, порою осознанно нарушая существующие приказы и директивы.

В 1967 – 1972 годах мною, совместно с начальником Тыла отряда подполковником Б.Д. Дрейчуком, а затем командиром береговой базы подполковником А.М. Мисником и капитаном 3 ранга В.Г. Левчуком, при активном содействии командира 19 МРРТО капитана 3 ранга А.В. Сурова, было организовано строительство необходимых для соединения объектов. В расположении отряда и береговой базы были построены, следующие здания: казармы для личного состава Центра РР отряда, казармы для личного состава Тыла (береговой базы), котельная, баня, склад радиотехнического имущества, два больших продовольственных склада, склады химического имущества, стрелкового оружия и боеприпасов, большой полузакрытый гараж для стоянки и хранения боевых автомашин специального назначения, двухэтажное служебное здание, в котором на первом этаже разместился КПП , комната дежурного по части, коммутатор телефонной связи, а на втором этаже - санитарная часть и лазарет.

Все это было построено хозяйственным способом силами личного состава Тыла (береговой базы) 19 ОМРТО (19 МРРТО), а также личным составом, оставленным на берегу с кораблей, убывших на боевую службу (это были матросы, подлежащие увольнению в запас, а также недисциплинированные, непригодные для службы на кораблях по состоянию здоровья н т.д.). Строительные материалы зарабатывали на заводах стройиндустрии города Владивостока, выделяя туда матросов, а, также разбирая и очищая кирпичи со сносимых зданий, которые затем использовали для строительства своих складов, казарм и других объектов. После окончания строительства тех или иных сооружений они брались морской инженерной службой на баланс флота, а нам частично возмещали затраты.

Построенные здания позволили существенно улучшить условия для проведения боевой подготовки (иметь учебные классы и кабинеты), улучшить бытовые условия для личного состава, а также частично и для офицеров, сверхсрочнослужащих, мичманов, как отряда, так и самого Тыла части. Это дало нам возможность иметь необходимое количество неприкосновенных запасов («НЗ») всех видов снабжения и обеспечить отряд и корабли всеми видами боевого и материально-технического довольствия (оружием, боеприпасом, продовольствием, вещевым имуществом, радиотехнической аппаратурой, ее ремонтам и т.п.).

Для улучшения тактической и боевой подготовки на 37 причале хозяйственным способом построили здание, в котором был оборудован класс для тактической подготовки командиров кораблей и офицеров штаба. В этом же классе были оборудованы стенды и установлена аппаратура для специальной подготовки радиотелеграфистов и радиометристов ОСНA3. Здесь же проводилось заслушивание офицеров корабля, возвратившегося с боевой службы, а также подведение итогов боевой и политической подготовки с командирами кораблей, частей и их заместителями по политической части, читка приказов и т.п.

В этом здании были оборудованы помещения: для оперативного дежурного по соединению, для кадрового органа (канцелярия), для секретной части штаба бригады, для хранения аппаратуры специальной связи (СПС), для приема посетителей командиром соединения, его заместителем по политической части, а также новая проходная с тремя небольшими комнатами, в которых разместились: дежурный по соединению, стоматологический кабинет и одна комната для посетителей.

В строительство этого здания много сил и энергии вложили командир береговой базы - заместитель комбрига по МТО А.М. МИСНИК и сменивший его в этой должности капитан 2 ранга В.Г. ЛЕВЧУК. Благодаря усилиям заместителя командира бригады по электромеханической части капитана 2 ранга ЛИСОВСКОГО Павла Андреевича, его помощника капитана 3 ранга КЛИМЧУКА Анатолия Александровича и командира береговой базы ЛЕВЧУКА В.Г. была произведена реконструкция стенки 37 причала во Владивостоке: полностью заменена система подачи электроэнергии на причал, установлены новые распределительные электрощиты и к ним подано питание, сделаны разводки подачи электроэнергии и пара на каждый корабль.

 

Офицеры и мичманы береговой базы. В центре подполковник А.М. Мисник, капитан 3 ранга В.Г. Левчук. 

 

 

 

В короткие сроки был проложен многожильный кабель связи на причал и установлены дополнительно 15 телефонных точек. Всего причал был оборудован 18 телефонными линиями связи, т.е. не только у командования и дежурной службы соединения, но и на большинстве кораблей, стоявших у причальной стенки, были установлены телефоны городской телефонной сети. Было установлено несколько аппаратов засекреченной связи, что обеспечило нам закрытую связь не только со штабом флота и его органами, но и с Разведкой ВМФ и Центром ОСНАЗ ВМФ. Была организована телефонная связь между командованием, дежурной службой и кораблями внутри соединения. 

По всей длине причальной стенки был заменен привальный брус на резиновые кранцы-отбойники, закрепленные на цепях.

В связи с прибытием в июне 1970 года на Тихий океан и вступлением в состав 38 обк большого разведывательного корабля «Приморье» еще больше обострилась обстановка с базированием разведывательных кораблей у 37 причала. Причальная стенка протяженностью 110 метров (70 метров бетонных и 40 метров необорудованных) не обеспечивала базирование кораблей бригады, а также условия для их дозаправки у стенки водой (в случае ее отсутствия в городских сетях) и топливом с танкеров.

 

На 37 причале с экипажем рзк «Гидролог», командир корабля капитан-лейтенант Татаренков К.К. 

 

 

 

Тогда, в 1971 году, для бригады был выделен и установлен у необорудованной части 37 причала новый плавучий пирс длиною 40 метров, что позволило швартовать к нему часть малых разведывательных кораблей и чуть-чуть улучшить условия базирования кораблей соединения. Были улучшены условия для охраны стоянки кораблей, базировавшихся у 37 причала. Мы полностью заменили ограждение и освещение территории причала. Вся территория причала была заасфальтирована.  

Одновременно командиры отряда и береговой базы отработали план и организацию обороны береговых частей бригады. Общее руководство организацией обороны частей осуществлял командир береговой базы с привлечением и личного состава 19 МРРТО. Были вырыты окопы и огневые ячейки с наиболее угрожаемых направлений, составлен план укрытия личного состава, отработаны все мероприятия по светомаскировке частей и жилых домов офицерского состава, мичманов и сверхсрочнослужащих. Военнослужащие были обучены стрельбе из личного оружия и бросанию гранат.

Вступив в командование 19 ОМРТО, а затем 38 обк мне удалось изменить место Тыла отряда, а затем и береговой базы в системе подготовки кораблей к выходу в море. До создания бригады существовал порядок, по которому офицеры корабля вместе с матросами сами приезжали в Тыл отряда, а это несколько километров от места базирования кораблей. Они выписывали и получали предметы снабжения, технические средства ведения разведки, возили их в ремонт и из ремонта по ухабистой дороге и т.д., на что уходила масса времени. С созданием бригады я добился такого положения, когда офицеры и мичманы соответствующих служб береговой базы, с началом подготовки корабля к выходу в море, сами приезжали на корабль, изучали потребности корабля, подбирали необходимые виды снабжения, и сами же привозили все заявленное на корабль. Были специально разработаны функциональные обязанности офицеров береговой базы по подготовке кораблей на боевую службу. Особенно большое внимание материально-технической стороне подготовки кораблей к выходу в море, дозаправки их продовольствием в море (в случае продления сроков плавания) уделяли командиры береговой базы подполковник А. М. МИСНИК и капитан 2 ранга В.Г. ЛЕВЧУК. На кораблях они всегда были желанными гостями, помогали корабельным офицерам и мичманам-баталерам. За это люди им всегда были благодарны.

С поступлением заявки с корабля, находившегося на боевой службе, командир береговой базы заказывал в довольствующих органах необходимые виды снабжения, которые следовало подать на корабль к моменту его прибытия, а при возвращении корабля в базу обеспечивал доставку на этот корабль заявленного продовольствия или других видов снабжения.

Создание береговой базы позволило нам своевременно, по заявкам кораблей, обеспечивать их не только всеми видами довольствия, положенным по табелям и нормам снабжения, но также, в необходимых случаях, обеспечивать корабли автотранспортом.

Существовавшая при Тыле отряда, а затем в составе береговой базы радиотехническая мастерская силами своего личного состава (семь человек) частично обеспечивала несложный ремонт корабельных радиоэлектронных средств разведки, что позволяло более оперативно восстанавливать боевую и техническую готовность разведывательных кораблей.

В марте 1965 года, во время пребывания на флоте Председателя Совета Министров СССР Николая Алексеевича Косыгина, ему была доложена разведывательная информация, полученная от рзк «ГС-34», находившегося на разведке в районе Вьетнама. Накануне (28 февраля) из района разведки в Южно-Китайском море во Владивосток прибыл рзк «Гидрофон», командир которого доложил Н.А. Косыгину результаты боевой службы. После заслушивания доклада Председатель Совета Министров поинтересовался источником информации (разведывательным кораблем), условиями, в которых моряки - разведчики решают задачи боевой службы. Здесь же, на флоте, было подготовлено и подписано Постановление Совета Министров СССР №443рр от 10 марта 1965 года о введении для личного состава разведывательных кораблей, на период их нахождения в море автономного пайка (по нормам подводников). Следует отметить, что в то время стоимость суточного пайка подводников равнялась – 2руб. 80 коп., тогда как солдатский паек стоил – 90 коп., морской, при нахождении корабля в базе, - 1руб. 10 коп., а в море – 1руб. 40 коп. Кроме этого, на корабли выдавали продукты в герметической упаковке, на большинстве кораблей выпекали хлеб. Это позволило значительно улучшить питание экипажей кораблей, уменьшить заболеваемость и благоприятно сказалось на моральном состоянии личного состава кораблей и подвижных морских разведывательных групп. 

С момента сформирования Тыла части было создано небольшое подсобное хозяйство, которое в 70-е годы насчитывало уже более 70 голов свиней и одну корову, что явилось дополнительным источником улучшения питания личного состава береговых частей, а также для забоя поросят и вручения их затем экипажам кораблей, возвратившихся с боевой службы. Ежегодно было до 30 таких вручений. Подсобное хозяйство содержалось, в основном, за счет пищевых отходов с корабельных камбузов и столовой личного состава береговых частей.

Ежегодно, особенно в 70-е годы, по приказанию командования флотом, с береговых частей и кораблей бригады, в первую очередь стоящих в ремонте, посылалась часть личного состава во главе с офицером для работы по уборке урожая на полях военных совхозов флота, что позволяло нам одновременно обеспечивать корабли и береговые части свежими овощами. В продовольственных складах береговой базы хранилось в отличных условиях такое количество овощей, которое позволяло обеспечивать в зимний период весь личный состав береговых частей свежими овощами. Одного только картофеля в контейнерах на зиму заготавливалось по 35-50 тонн; капусты засаливали до пяти тонн.

Корабли получали продовольствие самостоятельно, в том числе и овощи, непосредственно со складов продовольственного отделения Главной базы флота. Экипажи кораблей продовольствием обеспечивались по нормам морского пайка, а с 1965 года, с выходом корабля в море на срок не менее 4-х часов, - по нормам пайка подводников.

Офицеры, мичманы и военнослужащие срочной службы 19 ОМРТО (19 МРРТО) при выходе в море на боевую службу в составе ПМРГ питались по тем же нормам, что и штатный личный состав корабля. Также они обеспечивались и денежным довольствием.

По докладу командования бригады Командующий флотом отдал приказание начальнику Управления торговли флота об установке на 37 причале и на территории 2003 береговой базы киосков промышленных и продовольственных товаров.

В самый кратчайший срок был установлен киоск для торговли промышленными товарами на 37 причале. Киоск торговал предметами флотской формы одежды и фурнитурой, предметами личной гигиены, а также различными дефицитными мужскими и женскими товарами, которые предварительно можно было заказывать.

На территории 2003 береговой базы и 19 МРРТО было построено сборно-щитовое здание магазина с отделами промышленных и продовольственных товаров, а также построено кафе, где матросы, старшины, мичманы и офицеры могли сделать необходимые покупки. Здесь же можно было выпить чашечку кофе, стакан чая, молока, кефира, соков и полакомиться сладостями. Офицеры и мичманы, в случае необходимости могли и пообедать.

Услугами магазина на территории береговой базы пользовались и семьи офицеров, мичманов и служащих береговой базы и отряда, проживающих в двух восьми квартирных домах, расположенных рядом с частью

Каждый раз для встречи корабля, возвращающегося с боевой службы, на 37 причал прибывал командир береговой базы вместе с начальником финансового довольствия. Они привозили на причал запеченного поросенка, который затем вручался экипажу прибывающего корабля, а также часть денежного довольствия военнослужащих (в виде аванса) для того, чтобы люди могли приобрести «курево» и все крайне необходимое, а убывающие на берег к семье офицеры и мичманы могли бы купить женам и детям подарки. Одновременно командир береговой базы проверял все ли заявленное кораблем с моря подано на причал к моменту прибытия корабля.

В связи с тем, что более чем за 10 предыдущих лет сменились многие должностные лица на флотах и в округах, а некоторыми директива начальника Генерального штаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ» была основательно забыта; по ходатайству начальников Разведки флотов и Разведки ВМФ вышеназванная директива была переиздана и вышла в свет за № 716/00404 от 25 февраля 1977 года.

Несмотря на повышенную требовательность к командованию береговой базы и ее службам, они успешно справлялись с поставленными перед ними задачами по материально-техническому обеспечению кораблей и 19 МРРТО бригады.

Проводимые Тылом и финансовым отделом флота проверки и ревизии служб береговой базы в период с 1967 года по 1978 год никогда серьезных и крупных недостач не обнаруживали

В мае 1976 года я получил приказание начальника Разведки флота срочно пройти медицинское обследование на предмет пребывания в командировке в стране с неблагоприятным жарким климатом. Оформить выездное дело, получить разрешение на работу на судах заграничного плавания и заграничный паспорт. Команда в соответствующие инстанции пошла и через несколько дней все вопросы были решены, разрешение и паспорт получены.

В том же месяце, на одном из судов Гидрографической службы флота я убыл в порт Находку, в составе группы офицеров управлений и отделов флота. После пограничных и таможенных процедур направились во Вьетнам для выбора и осмотра возможного пункта маневренного базирования кораблей и судов нашего флота. Однако при подходе к побережью Вьетнама была получена команда из штаба ТОФ, и наше судно было возвращено в Находку.

По-видимому, какие-то вопросы по линии высшего руководства еще не были решены окончательно, и наша миссия была преждевременной.

Дальше 

Лукаш Д.Т. "Воспоминания о службе морской".

создание интернет сайта - Студия Триас