Глава 5. Офицер флота. Путь на командирский мостик.

         После окончания ТОВВМУ и первого офицерского отпуска (в ноябре 1949 года) я с женой Лидией Васильевной прибыл во Владивосток.

В отделе кадров флота мне вручили предписание в штаб Охраны водного района (ОВР) Главной базы ТОФ, в последствие 30 дивизия ОВР, на вакантную должность командира штурманской боевой части (БЧ-1) эскортного (сторожевого) корабля «ЭК-32».

Корабль находился в навигационном ремонте и одновременно проходил переоборудование на судоремонтном заводе (СРЗ-178).

Обстановка на корабле была сложная: отсутствовал командир корабля, на корабле продолжали служить военнослужащие, призванные еще в 1942 году и в последующие годы. Некоторые офицеры злоупотребляли спиртными напитками.

Помощник командира корабля, временно исполнявший обязанности командира, сразу же, после моего прибытия, убыл в отпуск и больше службу на корабле не продолжал. Вновь назначенный командир корабля (был призван из запаса в годы войны), через непродолжительное время уволился в запас.

Прибыл новый командир корабля. Мне, по-прежнему, очень часто приходилось исполнять свою штатную должность и временно должность помощника командира.

Ремонт и переоборудование проходили быстрыми темпами. На корабле дополнительно к магнитным компасам был установлен гирокомпас «Курс», радиолокационная станция «Линь»; вместо забортного лага – лаг «НЭЛ»; заменена внутрикорабельная трансляция; построена флагманская каюта (корабль стал флагманом 100-го дивизиона), переоборудованы другие каюты, заменена мебель, утеплены пробковой крошкой и обшиты фанерой борта внутри корпуса и т.д.

 

 23 мая 1951 года.    

 

 

 

Однажды, в 1950 году, когда я оставался старшим на корабле, на завод прибыл Командующий 5-ым Военно-морским флотом («Южным ТОФ») контр-адмирал Н.Г. Кузнецов, бывший опальный Нарком ВМС.

Он поднялся на ют корабля, где к этому времени был построен экипаж корабля. После моего доклада он поздоровался с личным составом, осмотрел заводской причал с палубы корабля, поблагодарил меня за встречу, пожелал экипажу успехов и сошёл на берег.

Так у меня состоялась первая встреча с легендарным флотоводцем. Позже, в течении этих двух лет, мне неоднократно приходилось встречаться с Н.Г. Кузнецовым на совещаниях офицеров Главной базы ТОФ в Доме офицеров флота.

На совещаниях командующий флотом подводил итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, учил офицеров беспрекословному выполнению уставов и приказов, организации воинской службы.

 

 1950 год. С личным составом БЧ-1. Слева направо: Антонов А.М., Чечехин, Лукаш Д.Т., Недорезов М., Чернов А.А., Соколов В. 

За время ремонта были заменены почти вся техника и приборы боевой части, организована боевая подготовка личного состава.   

 

 

Боевой части было присвоено звание «Отличная боевая часть», о ней появилась статья в газете «Красная звезда».

Корабль вышел из ремонта и начал интенсивное плавание, которое часто было связано с различными проверками кораблей и береговых подразделений ОВР.

Подразделения находились в различных заливах и бухтах на побережье Приморья, от залива Славянка на юге до мыса Олимпиады (пролив Лаперуза) на севере.

За это время я хорошо изучил район плавания: все маяки и знаки, мысы, отличительные высоты, досконально знал «Лоцию Японского моря».

1951 год. Командир БЧ-1 «ЭК-32». 

В 1951 году на флот прибыл представитель Военной Академии Советской Армии (Дипломатическая Академия) и мне было предложено быть кандидатом для поступления в Академию. Но командир нашего дивизиона капитан 2 ранга П. Бертяшкин отговорил меня от этого шага, пообещав успешную карьеру корабельного офицера.  

 

 

К этому времени я уже 2,5 года прослужил командиром боевой части. За 1950-1951 годы находился в море 552 суток и прошел 7459 миль.

В апреле 1952 года меня, старшего лейтенанта, назначили помощником командира «ЭК-32». Командиром корабля в это время был капитан-лейтенант Д. Свалов.

Это был самый тяжелый период моей службы. У нас родился первый ребенок, квартиры не было. Мы сменили семь частных «квартир» (комнат), если их можно было назвать комнатами.

Командир корабля, в период выполнения мною обязанностей помощника командира, определил для меня сход на берег к семье один раз в неделю на восемь часов – в пятницу с 22 часов до 6 часов утра следующих суток.

Командир руководствовался требованиями «Корабельного устава ВМФ», где было сказано, что «частое оставление корабля старшим помощником (помощником) несовместимо с исполнением им высоких служебных обязанностей».

Примерно, через полгода произошла смена командиров корабля. Вместо Д. Свалова командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Иван Гордеевич Янчарук.

 

 1952 год. Слева направо: заместитель командира по политической части старший лейтенант Г. Мирошниченко, командир корабля капитан-лейтенант И.Г. Янчарук, помощник командира корабля старший лейтенант Д.Т. Лукаш. 

Новый командир оценил моё ревностное отношение к службе и представил мне максимально возможную самостоятельность в управлении кораблём и в решении служебных вопросов.   

 

 

Я самостоятельно ранним утром ходил к оперативному дежурному (ОД) дивизии, знакомился у него с обстановкой по району плавания, прогнозом погоды и брал разрешение на съём с якоря и швартовых. На выходе из бухты Золотой Рог обменивался позывными с постами наблюдения и связи (НиС), проходил боновые ворота, соблюдая все требования «Корабельного устава ВМФ».

Командир никогда не вмешивался в мои действия. У него я научился методике проведения семинаров, групповых упражнений с офицерским составом и летучек по знанию театра и т.д., штабной культуре при оформлении документов, ведению «Журнала боевой подготовки», месячных и суточных планов корабля.

За всё это я ему очень благодарен и всё это мне помогало в моей дальнейшей службе. Был значительно смягчён и мой режим, как помощника командира.

Корабль, по-прежнему, много плавал. Был заведён порядок, когда корабль находился в море, то место командира и вахтенного офицера было не в ходовой рубке, а на ходовом мостике. На «ЭК-32» ходовой мостик был открытым, ветроотбойник был высотой не более одного метра и не защищал от пронизывающего холодного ветра, особенно при скорости хода корабля 16-20 узлов (самый полный ход «ЭК-32» был 21,5 узел).

У меня начались проблемы со здоровьем: ночами «ломило» все кости, не утихающие боли не позволяли ночью уснуть. Зимой возобновлялось заболевание кожи кистей рук. Но служба продолжалась.

 

 18 января 1954 год. Бухта Ольга, высадка пассажиров на лёд. Вверху в углу леерного ограждения в реглане командир корабля. 

С мая 1953 года я исполнял обязанности командира «ЭК-32», а в июле был утвержден в этой должности. Я стал одним из самых молодых командиров кораблей ТОФ: старший лейтенант, двадцать пять с половиной лет, через три с половиной года после окончания училища.    

 

 

В подчинении у меня было 178 офицеров, мичманов и военнослужащий срочной службы.

Помощником командира корабля ко мне был назначен старший лейтенант Ю.К. Плюта (выпускник ТОВВМУ 1948 года), будущий командир рзк «Керби», 19 ОМРТО и Центра РЭР ДКБФ.

В октябре 1953 года, когда корабли нашего 100-го дивизиона сторожевых кораблей базировались у 19-го причала торгового порта Владивосток, на скр «Зубр» прибыла большая группа членов правительства и военноначальников.

«Зубр» стоял у правого борта «ЭК-32», я мог наблюдать прибывшую группу, в которую входили: председатель Совета Министров Булганин Н.А., первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв Н.С., министр ВМФ адмирал флота Кузнецов Н.Г., ГК войсками ДВ маршал Советского Союза Малиновский Р.Я., командующий ТОФ вице-адмирал Пантелеев Ю.А. и другие лица. Членов правительства встречали командир корабля капитан 3 ранга Петров И.П. и командир нашей дивизии контр-адмирал Жуков.

1953 год. Посещение членами правительства сторожевого корабля «Зубр». Слева направо: командир корабля И.П. Петров, Н.А. Булганин, заместитель командира по политической части, командир дивизии Жуков, Н.С. Хрущев, Ю.А. Пантелеев, Н.Г. Кузнецов, Р.Я. Малиновский. 

Наш корабль, имевший турбину и паровые котлы, работавшие на мазуте, по приказанию Командующего флотом в зимнее время (в 1953 – 1954 годах) направлялся в бухту Северная (залив Владимира), где мы отапливали подводные лодки. Для дозаправки нашего корабля мазутом в залив Владимира присылали танкер, и даже крейсер.  Офицеры и сверхсрочнослужащие на несколько месяцев были оторваны от семей.  

 

 

 

Июль 1954 год. Командир корабля капитан-лейтенант Д.Т. Лукаш, заместитель командира по политической части старший лейтенант И.В. Штокалов, старшина машинистов котельных мичман М.М. Курочкин.  

В период с декабря 1954 года по апрель 1955 года «ЭК-32» прошёл навигационный ремонт, и в июле 1955 года был передан в состав дивизии подводных лодок Камчатской военной флотилии (КВФ) ТОФ, а через месяц был переклассифицирован в "корабль-цель".

Получил наименование «ЦЛ-63» и был переведён на новый штат со значительным сокращением численности личного состава, в первую очередь за счёт личного состава артиллерийской боевой части (БЧ-2).

30 июня 1955 года корабль вошел в состав нового соединения, а в июле ко мне на Камчатку прибыла жена с сыном.

Корабль использовался для обеспечения торпедных и артиллерийских стрельб подводных лодок, принимал участие в учениях с обозначенными силами. Много походов совершал корабль на север вдоль западного и восточного побережья Камчатки и Чукотки, на Курильские острова с различными комиссиями из штаба ТОФ и КВФ, проверявших подчинённые флотилии подразделения и части.

Корабль очень много плавал, но не был приспособлен для решения задач в северных широтах (в 1955 году был передан в состав КВФ).

 

 1955 год. Воскресный день на корабле.   

 

 

К этому времени, плавая зимой 1955 года в северных широтах Камчатки, у меня обострилась хроническая болезнь, приобретённая после обморожения зимой 1945-1946 годов. Я вынужден был обратиться к Командующему флотом вице-адмиралу Ю.А. Пантелееву и Члену Военного Совета адмиралу М.Н. Захарову, во время их плавания на моём корабле, с просьбой о переводе меня в южные районы Приморья. 

Моя просьба была удовлетворена, и в декабре 1955 года я был переведён во Владивосток. В должности командира корабля я провёл в море 719 суток и прошёл 10140 миль.

Дальше 

Лукаш Д.Т. "Воспоминания о службе морской".

создание интернет сайта - Студия Триас