На ранней стадии создания и развития морской корабельной радиоэлектронной разведки Тихоокеанского флота, а это 50 – 60-е годы прошлого века, состояние бытовых условий и социальной защиты моряков-разведчиков во многом зависело от того, на каких разведывательных судах и кораблях какого типа или проекта военнослужащему приходилось проходить военную службу.
Вплоть до конца 50-х годов, судами, поступавшими в Разведку ТОФ, были японские шхуны, полученные Советским Союзом от Японии по репарации по итогам Второй мировой войны, имеющие водоизмещение от 52 тонн до 100-120 тонн, а также рыболовные сейнеры, построенные на верфях ГДР и на Хабаровском СРЗ, водоизмещением 250-290 тонн. Шхуны, водоизмещением 52-120 тонн, практически не имели элементарных условий для пребывания на них личного состава в дальних морских походах. На них практически отсутствовали каюты (кроме капитанской), не было опреснителей воды и рефрижераторных камер. Ненамного лучше были условия на двух рыболовных судах («Унго» и «Усач»), а также посыльном судне «Керби» (мрзк «Амперметр»), водоизмещением 600 тонн поступивших в состав 525 ОМРТО.
Для размещения личного состава и боевых постов разведки пришлось приспосабливать трюмные помещения этих шхун и рыболовецких судов. Борта трюмных помещений не имели обшивки, отпотевали, помещения были сырыми с большой влажностью, отопление отсутствовало, что сказывалось на состоянии здоровья личного состава.
Пришлось силами экипажей судов и с привлечением судоремонтной мастерской Тыла флота (мастерская находилась в районе 35-36 причалов) дооборудовать эти суденышки, приспосабливая их для ведения разведки, а также обшивать борта, изготавливать и устанавливать системы отопления, стеллажи и т.п.
Впоследствии, при постановке кораблей и судов в плановый навигационный, текущий или средний заводской ремонт, производилось их дооборудование или переоборудование силами судоремонтных предприятий, что несколько улучшило условия службы и быта личного состава.
Малые размеры и водоизмещение первых посыльных (разведывательных) судов и кораблей, крайне ограниченные возможности по наличию запасов топлива, продовольствия и воды определяли их автономность, а учитывая, что на каждую шхуну или сейнер, при выходе их в море, подсаживалась подвижная морская разведывательная группа в составе от шести до десяти человек, условия быта еще больше осложнялись. Запасы воды на первых шхунах (посыльных судах) были мизерными, на каждого члена экипажа в сутки приходилось не более 6 литров воды на все виды расходов. Умывание пресной водой производилось один раз в трое суток. Опреснители воды на шхунах (посыльных судах) отсутствовали, поэтому при каждом дожде для сбора воды использовалось все: бочки, тазы, чехлы от шлюпок и т.п.
Во время дождя на производилась большая (мокрая) приборка, стирка, помывка личного состава, пополнялись запасы воды и т.п.
Продукты на корабле, при выходе в море, выдавались преимущественно в мало литровых стеклянных банках; консервы мясные, рыбные, овощные – в жестяных банках. В первые годы пустые стеклянные банки приходилось привозить в базу и сдавать на склады продовольственного отделения Тыла Главной базы ТОФ, но позже было получено разрешение пустую стеклянную тару списывать актом, утверждаемым командиром корабля и уничтожать ее, сбрасывая в море.
Вместо хлеба на борт брали сухари, которые, в условиях большой влажности, быстро отсыревали, плесневели и в них заводилась «живность» (черви). Естественно, такие сухари употреблять в пищу было нельзя, нельзя было их и выбрасывать. В хорошую погоду приходилось сухари и некоторые другие продукты выносились на палубу этих суденышек просушивать их на солнце и затем удалять из них появившуюся там «живность». В 1956 году автор этих строк по приказанию начальника Разведки флота прибыл на 37 причал для решения текущих служебных вопросов, связанных с состоявшимся разведывательным походом одной из шхун (по-моему это была шхуна «Керженец»). Прибыв на борт возвратившейся с моря шхуны, я увидел, как ловка человек пять матросов во главе с мичманом-сверхсрочником на юте корабля выполняли работу по извлечению из высохших сухарей «зажаренную» уже «живность». На расстеленном на палубе брезенте они выбирали из сухарей червей и готовили остатки не использованных в походе сухарей к сдаче на склад продовольственного отделения. К счастью, разведывательные походы этих шхун (посыльных судов) были не продолжительными (в пределах одного месяца).
Так продолжалось до конца 1950-х годов, когда были списаны все шхуны (посыльная шхуна «Керженец» была списана в 1960 году). Но списание шхун не решило все проблемы быта моряков-разведчиков. Остались частично проблемы с запасами пресной воды на поход, а также с условиями хранения продуктов и с размещением личного состава.
Вошедшие в 1958 – 1961 годах в состав 169 отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ новые разведывательные корабли типа «Тунцелов» (японской постройки) и типа СРТМ (проект «Океан») постройки ГДР, также потребовали специального дооборудования. Необходимо было переоборудовать трюмы под размещение в них специальной аппаратуры и помещений для личного состава. Корабли имели уже большее водоизмещение, большие запасы воды, продовольствия, большую автономность. Также они имели рефрижераторные камеры, опреснители, но, несмотря на все это, воды всегда было недостаточно и качество ее зачастую было неудовлетворительное (особенно во второй половине похода). Несмотря на то, что корпус цистерн питьевой воды был цементирован, это цементное покрытие при плавании кораблей в условиях штормовой погоды, нарушалось, теряло свои свойства, в итоге вода становилась ржавой. К тому же на эти корабли в дополнение к штатному экипажу (на «Океанах» - 65 человек) подсаживался личный состав подвижных морских разведывательных групп большой численностью (15-17 человек), что ухудшало условия обитаемости корабля, требовало большого расхода запасов. Сами разведывательные походы стали продолжительностью в три-четыре месяца и более. Не хватало койко-мест для личного состава, поэтому значительная часть матросов и старшин отдыхали на одной койке посменно (все специалисты ОСНАЗ вахту несли в две смены) в течении всех трех-четырех месяцев похода. Потребовалось иметь на кораблей минимум три-четыре комплекта постельного белья на каждого члена экипажа (а это на 80 или даже на 100 человек). При этом возможности для его стирки на корабле практически отсутствовали. Влажное и грязное белье в условиях длительного хранения во время плавания быстро приходило в негодность.
Несмотря на такие сложные бутовые условия плавания, разведывательные корабли 169 дивизиона ОСНАЗ в первой половине 1960-х годов ежегодно, по неполным данным, совершали по 11 – 12 разведывательных походов, а в 1965 году – уже 24 похода, успешно решая поставленные перед ними специальные задачи.
В связи с началом американской вооруженной агрессии против миролюбивого вьетнамского народа, Советский Союз приступил к оказанию братской интернациональной помощи Демократической республике Вьетнам, в том числе и военной.
С апреля 1964 года к боевому (разведывательному) обеспечению боевых действий подразделений советских Вооруженных Сил на территории Вьетнама подключились и разведывательные корабли Тихоокеанского флота.
Большое значение для моряков-разведчиком имел визит во Вьетнам в феврале 1965 года Председателя Совета Министров Алексея Николаевича Косыгина, который проходил под «аккомпанементы» налетов на Вьетнам американской авиации и отзывы, который высказал Президент ДРВ Хо Ши Мин А.Н. Косыгину о заблаговременном предупреждении советскими моряками-разведчиками о предстоящих ударах американской авиации по объектам ДРВ, а также заслушивание Председателем Совета Министром командира мрзк «Гидрофон» А.А. Плотникова, возвратившегося 28 февраля 1965 года во Владивосток из района боевых действий в Тонкинском заливе.
10 марта 1965 года во Владивостоке Председатель СМ СССР А.Н. Косыгин подписал Постановление Совета Министров СССР № 443рр о введении для личного состава разведывательных кораблей, на период их нахождения в море, автономного пайка по нормам подводников, что позволило значительно улучшить питание личного состава экипажей кораблей, в том числе и личного состава морских подвижных разведывательных групп при их нахождении на борту разведывательного корабля, уменьшить заболеваемость и благоприятно сказалось на моральном и физическом состоянии личного состава разведывательных кораблей.
Существовавший на тот момент состав разведывательных кораблей, несмотря на высокую интенсивность их использования, не мог полностью обеспечить решение поставленных перед разведкой флота задач. В августе 1966 года в состав 169 одк ОСНАЗ вошли три средних и один малый разведывательный корабль, в т.ч. по одному срзк с Черноморского и Северного флотов, а также срзк и мрзк из состава ТОФ. Черноморский флот из своего состава передал гидрографическое судно проекта 850 (срзк «Гавриил Сарычев»), водоизмещением 3089,9 тонны, с запасами топлива – 549 тонн, воды пресной – 107,3 тонны и с неограниченным районом плавания; Северный флот передал океанский буксир – спасатель типа «Памир» (срзк «Пеленг») и из состава Тихоокеанского флота был передан также буксир – спасатель типа «Памир» (срзк «Гидрофон»), а также бывший тральщик проекта 532 (переоборудованный в спасательное судно) (мрзк «Гидролог»). В том же, 1966 году были построены в Ярославле для разведки флота два средних рыболовных траулера – морозильщика (сртм) проекта 502 (мрзк «Анероид» и мрзк «Курсограф»), водоизмещением каждый по 840 тонн.
Все эти корабли имели хорошие бытовые условия для экипажа, прошли дооборудование для использования по их новому предназначению.
Таким образом многие проблемы быта моряков разведывательных кораблей постепенно начали решаться.
Значительно улучшились условия быта и социальной защиты военнослужащих после создания в 1969 году 38-й отдельной бригады кораблей ОСНАЗ Разведки флота на базе бывшего 19 ОМРТО и входившего в его состав 169 отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ.
В декабре 1969 и в январе 1971 годов в состав 38-й обрко вошли два больших разведывательных корабля специальной постройки проекта 394Б (брзк «Приморье» и брзк «Забайкалье»), водоизмещением 4290 тонн с прекрасными бытовыми условиями для экипажа.
С этого времени Разведке флота и, в частности, ее кораблям стали уделяться постоянное и повышенное внимание не только со стороны командования флота, но и со стороны командования ВМФ и Правительства. Подтверждением этому явилось издание директивы Генерального штаба ВС СССР «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ», предусматривавшей обеспечение в полном объеме денежными средствами на содержание военнослужащих, в т.ч. и выплату денежного вознаграждения за знание иностранных языков (английский язык – 10%, японский и китайский – 15%) от размера оклада денежного содержания, а также некоторые другие льготы и преимущества.
Правительство, командование ВМФ и ТОФ постоянно уделяли внимание Разведке флота и в частности разведывательным кораблям. Подтверждением этого являлось издание директивы Генерального штаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ», предусматривавшей обеспечение в полном объеме денежными средствами на содержание военнослужащих, в том числе и выплату денежного вознаграждения за знание иностранных языков, а также многие другие льготы и преимущества.
В марте 1965 года было подписано Постановление Совета Министров СССР № 443рр о введении для личного состава разведывательных кораблей, на период их нахождения в море, автономного пайка (по нормам подводников), что позволило значительно улучшить питание экипажей кораблей, уменьшить заболеваемость и благоприятно сказалось на моральном и физическом состоянии личного состава кораблей.
Бригаду и ее корабли дважды посещал первый заместитель Главнокомандующего ВМФ – начальник Главного штаба ВМФ Адмирал флота Николай Дмитриевич СЕРГЕЕВ (в июне 1972 года и в апреле 1975 года), а также адмирал-инспектор Группы генеральных инспекторов Адмирал флота ОРЕЛ А.Е. (в апреле 1975 года), заместитель Главнокомандующего ВМФ по эксплуатации адмирал НОВИКОВ В.Г., заместитель Главнокомандующего ВМФ по тылу – начальник Тыла ВМФ адмирал МИЗИН Л.В., первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ адмирал НАВОЙЦЕВ П.Н. Ежегодно посещали бригаду и заслушивали меня начальники Разведки ВМФ – заместители начальника Главного штаба ВМФ вице-адмиралы Юрий Васильевич ИВАНОВ и Иван Кузьмич ХУРС. Оба они очень внимательно вникали во все вопросы жизни и деятельности штаба, соединения, 19 ОМРТО (19 МРРТО) и кораблей бригады. Часто посещали бригаду Командующие флотом, члены Военного Совета флота – начальники Политического управления флота, заместители Командующего флотом по тылу – начальники Тыла флота, начальники штаба флота и их заместители.
24 июня 1972г. Посещение брзк «Забайкалье» НГШ ВМФ адмиралом флота Сергеевым Н.Д., сопровождает командир корабля капитан 1 ранга Козьмин А.Б.
24 июня 1972 г. Посещение начальником Разведки ВМФ вице-адмиралом Ю.В. Ивановым брзк «Забайкалье» 38-й бригады.
Июнь 1972г. Начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Сергеев Н.Д., адмирал флота Лобов С.М. и начальник Разведки ВМФ вице-адмирал Иванов Ю.В. на борту брзк «Забайкалье» 38-й бригады.
Такое внимание высокопоставленных должностных лиц обязывало довольствующие органы своевременно и качественно оказывать помощь и обеспечивать корабли всеми необходимыми видами снабжения и довольствия.
Выполняя директиву начальника Генерального штаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ», всем экипажам кораблей, выходящих на боевую службу в южные районы морей и океанов, а таковыми являлись большинство походов, начали выдавать тропическую форму одежды и обувь.
Тогда же, в связи с недостатком на разведывательных кораблях пресной воды, в период их пребывания в море южнее 40 параллели, была установлена норма выдачи спирта для гигиенических целей (для обтирки тела) всему личному составу кораблей.
В связи с вступлением в состав 38 бко новых больших и средних разведывательных кораблей, имеющих опреснители, на них с 1973 года была установлена повышенная суточная норма расхода пресной воды на одного человека: 70,5 литра на больших и 43,5 литра на средних кораблях. Были составлены графики пользования умывальником – до семи человек на один сосок. Вода подавалась в умывальник из расчета три минуты на человека, т.е. в общей сложности в течение 20 минут. Для стирки белья и других хозяйственных нужд на наши корабли стали выдавать хозяйственное мыло, растворимое в соленой воде.
Состояние дел на кораблях и в частях бригады было предметом рассмотрения на заседаниях Военного Совета флота. По результатам рассмотрения принимались конкретные решения, направленные на практическое оказание помощи соединению.
Учитывая неблагоприятные условия с обитаемостью на малых разведывательных кораблях, при выходе их на боевую службу, когда в дополнение к штатному личному составу на корабли внедрялась подвижная морская разведывательная группа численностью 10-20 человек, а также то, что малые и средние разведывательные корабли имели ограниченные запасы пресной воды и малопроизводительные опреснительные установки, а также не имели стиральных машин, на одном из заседаний Военного Совета было принято решение дополнительно выдавать на малые и средние разведывательные корабли до трех комплектов сменного постельного белья на каждого члена экипажа. В связи с тем, что в результате длительного хранения белья в условиях большой влажности, при нахождении кораблей на боевой службе, белье быстро приходило в негодность, было принято решение выдавать на наши корабли постельное белье разового пользования (аналогично с подводниками).
Улучшение питания на кораблях в период несения боевой службы, а также малоподвижный образ несения вахты на значительной части боевых постов, повлекло за собой увеличение количества случаев операций аппендицита и необходимость увеличения количества комплектов хирургической одежды. Кроме этого, появившиеся случаи провокационных действий иностранных кораблей, с применением оружия, по отношению к нашим разведывательным кораблям, вызвало необходимость принятия решения об увеличении финансирования ремонтных работ на малых кораблях ОСНАЗ. На них необходимо было дооборудовать и приготовить для проведения операций каюты, расположенные вблизи кают-компании, а также приготовить места для размещения прооперированных членов экипажа. В этих каютах и в кают-компании (операционная) было установлено дополнительное освещение, на корабли выдано увеличенное количество комплектов хирургической одежды и выданы приборы для переливания крови. Кроме этого, были приняты дополнительные меры по доукомплектованию кораблей санитарами.
Решение Военного Совета по большинству вынесенных на рассмотрение вопросов было принято и выполнено.
Особо хочется отметить внимание и заботу о личном составе разведывательных кораблей со стороны медицинской службы флота (начальники – генерал-майоры медицинской службы ГОРБАТЫХ, ПОТЕМКИН Н.Т., МАКАРЕНКО, начальник Главного военно-морского госпиталя ТОФ полковник медицинской службы ГРИГОРЕНКО Г.Ф.). Они оказывали большую и постоянную помощь в укомплектовании кораблей врачами, обеспечивали регулярное прикомандирование корабельных врачей к госпиталю и их дежурство в приемном и хирургическом отделениях, а также в обеспечении кораблей медицинским имуществом. Корабельные врачи имели возможность регулярно повышать свои профессиональные теоретические знания и практические навыки обучаясь на курсах усовершенствования медицинского состава (КУМС) при Главном военном клиническом госпитале во Владивостоке.
Начиная с 1967 года, офицеры разведывательных кораблей, прибывшие из дальнего разведывательного похода, получили возможность свой послепоходовый отдых проводить вместе с женами в местных Домах отдыха и санаториях.
К сожалению, большинство офицеров, особенно на малых и средних разведывательных кораблях, использовать это право не могли. Причина в том, что установленные руководящими документами межпоходовые сроки выхода кораблей в море на боевую службу на кораблях 38-й бригады ОСНАЗ, в условиях продолжающегося многолетнего вооруженного американо-вьетнамского конфликта и необходимости боевого (разведывательного) обеспечения боевых действий подразделений советских Вооруженных Сил на территории Вьетнама редко выдерживались и сокращались в несколько раз (от двух до пяти раз) и доходило до одного месяца. В 1970 году 30% выходов кораблей в море на боевую службу были неплановыми.
А ведь в межпоходовый период надо составлять отчет о состоявшемся уже походе на разведку, восстанавливать боевую готовность корабля, получить, изучить боевое распоряжение на новый поход и подготовить решение на выполнение новых задач, предоставить экипажу послепоходовый отдых и плановые отпуска. И все это в течении одного-двух месяцев! До отдыха ли здесь командованию корабля и его экипажу? О какой социальной защите могла идти речь?
Кроме этого сокращались сроки ввода кораблей в состав сил постоянной готовности, сокращались сроки переоборудования и ремонта.
Отсюда порой физическое, моральное и психологическое перенапряжение всех должностных лиц, причастных к подготовке корабля к выходу в море. Это я видел, выходя в море на многих средних и малых разведывательных кораблях. Это отрицательно влияло и на качество подготовки корабля к выходу в море.
Кроме этого, негативно сказывалось на настроение части экипажа, особенно семейных офицеров, мичманов и сверхсрочнослужащих, когда корабль, возвратившийся с боевой службы, вместо предоставления личному составу послепоходового 15-ти суточного отдыха и плановых отпусков офицерам и сверхсрочнослужащим, пополнял запасы, проверялся в объеме курсовой задачи К-1 и какое-то время оставался в составе сил постоянной готовности.
С декабря 1969 года по предложению начальника медицинской службы флота генерал-майора медицинской службы ПОТЕМКИНА Н.Т. был обеспечен послепоходовый отдых экипажей в Доме отдыха флота «Сокол» (ст. Океанская). Здесь одновременно отдыхал весь экипаж корабля, возвратившегося с боевой службы, кроме части личного состава, оставленного для несения вахты на корабле и поддержания его живучести. Для отдыха экипажей разведывательных кораблей также был предоставлен санаторий КДВО «Океанский», куда мы направляли по 14-15 человек одновременно во главе с помощником или заместителем по политической части командира корабля. С 1970 года для офицеров, мичманов бригады и членов их семей целевым назначением ежеквартально выделялось в санатории и Дома отдыха Министерства обороны СССР до 50 путевок, в основном, семейных. На бригаде была создана своя санаторно-отборочная комиссия.
В случае, если экипаж корабля по каким-либо причинам в летнее время не выезжал в Дом отдыха, то корабль направлялся в бухту Новик (остров Русский), становился там, на якорь и на бочку, а личный состав (кроме вахты) в свободное, после обеда, время проводил различные спортивные игры на берегу.
Все это позволяло поддерживать на должном уровне состояние здоровья личного состава, а врачам, прошедшим специализацию в госпитале, успешно проводить операции в море. Например, в 1965-1966 годах корабельными врачами на рзк «ГС-34» («Унго») в море, было сделано пять успешных операций аппендицита.
Особенно высокие профессиональные навыки показали врачи - старшие лейтенанты медицинской службы КОРЖОВ К.В. и МОНЗОВИНО В.Н. с рзк «Барограф» и рзк «Гидрофон», сделавшие в море в штормовых условиях по две - три операции по удалению аппендицита за один поход. На рзк «Барограф» врачу ассистировал командир корабля капитан-лейтенант ГУЛЯЕВ А.В. Многие из врачей, в том числе и старший лейтенант КОРЖОВ К.В., неоднократно поощрялись в приказах Министра обороны, Главнокомандующего ВМФ, Командующего ТОФ, а старший лейтенант медицинской службы МОНЗОВИНО В.Н. в 1970 году был награжден медалью «За боевые заслуги».
Более чем за 40 лет, из множества операций по удалению аппендицита, сделанных в море, только одна операция по удалению аппендицита в стадии перитонита имела летальный исход. И в этом случае делалось все, чтобы спасти больного: немедленно была сделана операция, из района Малаккского пролива (Сингапур) в район Вьетнама был направлен крейсер «Д. Пожарский», который принял больного с разведывательного корабля и передал его вышедшему навстречу из ВМБ «Стрелок» эскадренному миноносцу для доставки больного в госпиталь. К сожалению, больного спасти не удалось, через два месяца после операции, сделанной в море, он скончался в госпитале.
При тяжелом заболевании в море мичмана ПЫЖЬЯНОВА на рзк «Амперметр» в район деятельности разведывательного корабля был послан из ВМБ «Стрелок» эскадренный миноносец, который принял на борт больного, и ему была сделана успешная операция.
На два малых разведывательных корабля, где первоначально в штате не было врача, а также на другие малые корабли, где должности врачей были вакантными, в случае выхода их в море на боевую службу, распоряжением начальника медицинской службы флота прикомандировывался врач из госпиталя или из другого соединения.
Здоровье каждого члена экипажей кораблей и личного состава подвижных морских разведывательных групп всегда было в центре внимания командования бригады, командиров кораблей, их заместителей по политической части, врачей. При малейших признаках заболевания принимались срочные меры по обследованию заболевшего, а результаты обследования докладывались вышестоящим командирам, вплоть до комбрига.
Перед каждым выходом в море все участники похода, включая командование соединения, в обязательном порядке проходили санацию полости рта и в случае необходимости принимались меры по лечению. В этом отношении исключительно добросовестно относилась к выполнению своих обязанностей врач - стоматолог береговой базы ЗЕМНИЦКАЯ Руслана Алексеевна. С целью приблизить ее к пациентам решением командира бригады ее рабочее место было определено не на береговой базе, а на 37 причале, где ей был выделен отдельный кабинет во вновь построенном служебном здании. На береговой базе осталась работать медицинская сестра. Руслане Алексеевне ставилась задача, к какому числу экипаж корабля должен пройти санацию и дальше она сама принимала меры, обеспечивавшие 100% явку к ней пациентов. На соединении она проработала более 27 лет.
На бригаде не была забыта хорошая русская пословица о том, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, поэтому внимание к вопросам питания личного состава кораблей и частей бригады было приоритетным. Мало того, что начиная с 1965 года сами продукты, выдаваемые на корабли, выходившие в море на боевую службу, были по нормам подводников, что вполне нас устраивало, я, с целью улучшения качества питания, ввел в практику предпоходовую подготовку коков. Командир, уходившего в море корабля, за месяц до выхода направлял в один из ресторанов города корабельного кока для стажировки, что давало хорошие результаты, как в вопросах качества приготовления пищи, так и в сервировке стола. Экипажи кораблей очень хорошо приняли это нововведение. Пища готовилась вкусно и красиво подавалась. На всех кораблях было организовано обучение коков-хлебопеков и экипажи кораблей в море практически во все время плавания имели свежий хлеб. Часто к какао с молоком выпекались булочки и пончики с изюмом. Особенно отличались хлебопеки на больших разведывательных кораблях «Приморье» и «Забайкалье». На большинстве кораблей в кают-компании были получены или куплены столовые сервизы.
На всех кораблях и на береговой базе еженедельно составлялось меню-раскладка, подсчитывалась и строго выполнялась калорийность пищи. Перед каждым праздником командир бригады и его заместитель по политической части обходили все корабли, находившиеся в базе, и кроме организационных вопросов, в обязательном порядке, рассматривали праздничное меню. На больших разведывательных кораблях «Приморье» и «Забайкалье» всегда выпекали отличный хлеб, поэтому при вылете из Владивостока специального самолета с Главнокомандующим ВМФ и сопровождающими его лицами, на бригаду поступал заказ, к отлету самолета, выпечь 10-12 булок хлеба.
Флагманский врач бригады майор медицинской службы ДОГАДИН Б.В., а затем майоры медицинской службы ТИЩЕНКО Л., ЗАЙЦЕВ В.К. и другие, а также врачи кораблей постоянно следили за содержанием камбузов, продовольственных кладовых, помещений кают-компаний, буфетов, столовых и чистотой посуды. Контролировалось наличие на кораблях посуды и столовых приборов. В случае ее недостачи принимались срочные меры по пополнению. По всем выявленным недостаткам принимались меры к их устранению.
Через каждые 10 дней работники продпищеблока сдавали необходимые анализы. Был налажен жесткий контроль за качеством воды, принимаемой с берега. Один раз в месяц вода сдавалась на анализ.
Хорошо было организовано питание и личного состава 19 ОМРТО (19 МРРТО) и береговой базы. Весной и летом они могли получать свежие овощи со складов Тыла флота, в военных совхозах, а также на работах в этих совхозах во время уборочных компаний, в ходе которых овощи заготавливались и для своих частей, что позволяло л/с круглосуточно питаться свежим картофелем и овощами.
Хорошим подспорьем для береговых частей было наличие подсобного хозяйства (свиней, коров) и небольшого земельного участка, где весной и летом выращивалась зелень для столовой. Все это шло на дополнительное питание личного состава. На береговой базе заведующим столовой служил мичман сверхсрочной службы К.П. Прохоренко, который одновременно исполнял и обязанности шеф-повара. Приготовленная им пища отличалась неповторимым вкусом.
В береговых частях и на кораблях ежемесячно «День именинника», когда накрывался отдельный праздничный стол, приглашались за него все военнослужащие корабля или части, родившиеся в данном месяце. Командир корабля или части поздравлял именинников с днем рождения. Кроме этого, непосредственно в день рождения на корабле, находящемся в море, по корабельной трансляции объявлялось заранее приготовленное поздравление от родных.
1968 г. «День именинника» в 19 ОМРТО. За столом именинники, командир отряда капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш и командир подразделения.
Существенное значение в улучшении быта личного состава кораблей и частей 38-й бригады ОСНАЗ сыграло открытие торговых точек «Военторга» флота на 37-м причале и на территории наших береговых частей.
Так, на 37 причале, был установлен киоск, торговавший предметами флотской формы одежды и фурнитурой, предметами личной гигиены, а также различными, в то время дефицитными, мужскими и женскими товарами, которые можно было предварительно заказать.
На территории 2003 береговой базы и 19 МРРТО было построено сборно-щитовое здание магазина с промышленными и продовольственными товарами, а также кафе, где можно было купить себе все необходимое, а также выпить чашечку кофе, стакан чаю, молока, кефира, соков и полакомиться сладостями, а офицеры, мичманы и сверхсрочнослужащие, в случае необходимости, и пообедать.
Услугами этих торговых точек пользовались и члены семей офицеров, мичманов, сверхсрочнослужащих и служащих наших кораблей и частей.
Каждый раз для встречи корабля, возвращающегося с боевой службы, на 37 причал прибывал командир береговой базы вместе с начальником финансового довольствия. По установленному мною порядку они привозили на причал запеченного поросенка, который затем вручался экипажу прибывающего корабля, а также часть денежного довольствия военнослужащим (в виде аванса) для того, чтобы люди могли приобрести сигареты и все крайне необходимое, а убывающие на берег к семье офицеры и мичманы могли бы купить женам и детям подарки. Одновременно командир береговой базы проверял все ли заявленное кораблем с моря подано на причал к моменту прибытия корабля.
Заметно улучшились условия быта личного состава 19 ОМРТО (19 МРРТО), тыла (береговой базы) после постройки в конце 1960-х и начале 1970-х годов казарм для Центра РТР отряда и для личного состава тыла всех подразделений. До этого времени личный состав тыла (береговой базы) жил в арендованных помещениях мастерских радиотехнической службы (5-го отдела) флота, вдали от своей собственной территории. Построенные хозяйственным способом котельная и баня позволили обеспечить личный состав горячей водой, помывку личного состава непосредственно при частях, иметь возможность, при необходимости, произвести стирку, а также сушку одежды, обуви и т.п., а строительство лазарета обеспечило стационарное и амбулаторное лечение больных с легкими заболеваниями без их госпитализации.
Следует добавить, что по докладам командования бригады Командующий флотом также приказал начальнику Управления торговли флота обеспечивать убывающих на боевую службу разведывательные корабли автолавкой с дефицитными, на то время, промышленными и продовольственными товарами.
О торговом обеспечении военнослужащих бригады было сказано выше. Следует добавить, что по докладу командования бригады Командующий флотом отдал приказание начальнику Управления торговли флота об обеспечении убывающих на боевую службу и возвращающихся с моря разведывательных кораблей автолавкой с дефицитными продовольственными и промышленными товарами.
К моменту выхода корабля на боевую службу и с прибытием его в базу после несения боевой службы, на причал приезжала автолавка с фруктами, свежими ягодами (нередко и в зимнее время), сладостями, молочными продуктами, сигаретами и промышленными товарами, которая обслуживала прибывший с моря (уходящий в море) корабль. Заявку на автолавку подавал заместитель командира бригады по политической части капитан 1 ранга ШАСТУН А.П.
С момента сформирования бригады и ее 2003 береговой базы мною было введено в практику, когда каждый возвращающийся с боевой службы корабль, мы встречали с запеченным поросенком. После доклада командира корабля о выполнении боевого распоряжения, старший из встречающих начальников вручал запеченного поросенка командиру корабля, который передавал его командиру наиболее отличившейся боевой части (службы).
Для стабилизации обстановки с офицерскими кадрами и мичманами мы прилагали неимоверные усилия по решению жилищной проблемы. Вместе с моим заместителем по политической части мы написали массу рапортов на имя Командующего ТОФ, Члена Военного Совета – начальника Политуправления флота с просьбой оказать помощь в обеспечении офицеров и мичманов бригады жильем. Например, на один из моих рапортов Командующий флотом Адмирал флота СМИРНОВ Н.И. наложил резолюцию: «Начальнику морской инженерной службы. Учесть при распределении как несущих боевую службу». Были использованы все случаи присутствия у Командующего флотом при заслушивании докладов командиров кораблей перед выходом на боевую службу и по возвращении с моря для того, чтобы еще раз доложить Командующему о неудовлетворительном обеспечении квартирами офицеров и мичманов соединения. Иногда нам удавалось получить несколько квартир. Так, в начале 70-х годов значительно улучшилась обеспеченность квартирами офицеров, мичманов и сверхсрочнослужащих. В отдельные годы для бригады выделялось от пяти до 25 квартир, особенно после вступления в состав соединения прибывших после постройки больших разведывательных кораблей «Приморье» и «Забайкалье» (по 51 офицеру и 32 мичмана на каждом). Тогда мы получили 25 квартир. В 1973 году нам удалось получить одновременно 14 новых квартир (шесть двухкомнатных и восемь – однокомнатных). Кроме этого, было получено несколько высвободившихся квартир. Однако обстановка с обеспеченностью жильем офицеров и мичманов, по-прежнему, оставалась сложной. Новую квартиру на бригаде можно было получить через 6 -7 лет службы на соединении, а квартиру без удобств – через 2-3 года. Правда, командирам кораблей и их заместителям по политической части мы стремились квартиру предоставить в первую очередь. Но уже в середине 70-х годов обстановка с обеспечением соединения квартирами значительно ухудшилась. Например, в 1975 году нами было получено всего пять квартир, из общего числа офицеров бригады 25% вообще не имели жилья, в том числе и семьи с двумя детьми (на рзк «Амперметр»). Столько же офицеров нуждались в улучшении жилищных условий. Некоторые офицеры, имевшие двух детей, вынуждены были жить в комнате площадью 7 кв.м. (например, начальник РТС рзк «Измеритель» офицер в звании капитан-лейтенант).
Еще хуже решался вопрос с обеспечением жильем мичманов и старшин сверхсрочной службы. Так обеспечивались жильем люди, которые уходили в море на пять-семь месяцев в году, бросив свои семьи на произвол судьбы. Но они были верны воинскому долгу.
Учитывая тяжелое материальное положение, особенно младших офицеров, связанное с низким уровнем денежного содержания, отсутствием у многих из них своего жилья, мною, совместно с командиром 37 бригады вспомогательных судов Тыла ТОФ было подготовлено обоснование и предложения по выплате личному составу наших двух соединений чеков Внешторгбанка. По этим чекам можно было приобретать в специализированном магазине дефицитные промышленные и продовольственные товары. Наша инициатива была поддержана начальником Разведки, Командующим флотом адмиралом МАСЛОВЫМ В.П. и после длительного согласования с центральными финансовыми органами вопрос был решен положительно. С 1976 года началась регулярная выплата чеков Внешторгбанка (бонов) экипажам разведывательных кораблей, решавшим задачи боевой службы за пределами Охотского и Японского морей, восточнее Японии и к югу от линии Нампхо - Нагасаки.
Сумма денежного довольствия, выплачиваемая чеками «Внешторгбанка», составляла 17, 5% от морского денежного довольствия, выплачиваемого за пределами Охотского и Японского морей в вышеуказанных границах и которое, в свою очередь, составляло 50% от должностного оклада военнослужащего. Это решение Правительства было с воодушевлением было воспринято моряками-разведчиками бригады, особенно офицерами, сверхсрочнослужащими и мичманами.
Так, коротко, можно охарактеризовать историю быта и социальной защищенности военнослужащих кораблей и частей радиоэлектронной разведки Тихоокеанского флота с момента ее создания в послевоенный период и до конца 1970-х годов. Сейчас нет тех кораблей и частей, о которых шла речь, а осталась только их история и лучшие традиции.
P.S. Уже будучи на пенсии, мне удалось в 2004 – 2005 годах подготовить проект Приложения к директиве Главного штаба ВМФ 2005 г. № 730/1/1845 «Перечень разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы во Вьетнаме, Южно-Китайском море и осуществлявших боевое обеспечение боевой деятельности советских подразделений ПВО на территории Вьетнама», что дало, хотя и с трудом, реализовать положение статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах».
Ветеран разведки ТОФ (1956-1978г.г.),
бывший командир 19 ОМРТО (1966-1969г.г)
и 38-й отдельной бригады разведывательных кораблей Разведки ТОФ (1969-1978 г.г).
капитан 1 ранга в отставке Д.Т. Лукаш
май 2007 г. |