Командующий военно-морскими силами США во Вьетнаме
имел в своем подчинении три американские ударные авианосные группы и ВМС Южного
Вьетнама. Однако у него не было специальных морских судов для ведения разведки,
а просто радиоразведка с обычных кораблей ВМС была не в состоянии выдавать
своевременную информацию о проникновениях северных вьетнамцев на юг морским
путем, потому что Северный Вьетнам и Вьетконг не очень много болтали в эфире.
В 1964 г., несмотря на усилия американцев и
южновьетнамцев по воспрещению проникновения, коммунисты задействовали целых
двадцать шесть крупных траулеров (каждый водоизмещением более 60 тонн) для
переброски на юг агентов воинской части «Группа 125». Американские и
южновьетнамские ВМС ответили на это операцией «Маркет тайм» — завесой, в состав
которой были включены эсминцы, эскортные корабли, суда противоминной борьбы и
вооруженные джонки; эта сила должны была остановить поток вооружения и грузов,
направляемых на юг.
В 1965 г., однако, несмотря на усилившиеся силы
противодействия, южновьетнамские коммунисты, согласно американским подсчетам,
получили около 70% своих грузов морским путем, и только 30% процентов
сухопутным путем; часть последнего груза также была доставлена морским путем в
Камбоджу. Изучив ситуацию с воспрещением проникновения грузов, ВМС Южного
Вьетнама установили, что камбоджийский Сиануквилль является перевалочной
базой, с которой грузы поступают Вьетконгу в Южном
Вьетнаме. Все это делалось, несмотря на энергичные опровержения принца Сианука.
В Сиануквилле грузы с судов перегружались на грузовики и доставлялись в район
камбоджийско-вьетнамской границы.
Весной 1968 г. вблизи Сиануквилля начала дежурить
американская подводная лодка, которая наблюдала за торговыми судами, заходящими
в порт. Однако лодке было приказано держаться в 15 милях от берега, поэтому она
не могла с уверенностью утверждать, что все суда заходят в порт.
В Тонкинском заливе действия по воспрещению оказались
более успешными. В ходе операции «Маркет тайм» удалось остановить поток лазутчиков,
и к середине 1968 г Северный Вьетнам был вынужден более чем па год прекратить
переброску людей и грузов морским путем. Военно-морской историк Э. Маролда так
пишет по этому поводу:
«Эсминцы, корабли противоминной борьбы, катера
береговой охраны, канонерские лодки, патрульные суда, патрульные самолеты
берегового базирования и береговые РЛС создали почти невозможную задачу для
северовьетнамских 100-тонных судов снабжения с боеприпасами проскользнуть через
патрули «Маркет тайм». Союзные военно-морские силы уничтожили или вынудили
вернуться в Северный Вьетнам всех, кроме двух из пятидесяти цельнометаллических
траулеров, пытавшихся прорвать блокаду в период 1965— 1972 гг.».
Частично этот успех был достигнут благодаря прорыву в
радиоразведке.
В октябре 1967 г. в ходе полета самолета-разведчика
«RC-130» удалось обнаружить работу северовьетнамской УКВ-радиосети, радиообмен
в которой велся голосом; в этой сети передавалась информация о солдатах,
проникающих в Южный Вьетнам, включая их конечные пункты назначения. Эта
радиосеть была названа «Окно Винь», и она позволила Соединенным Штатам в их
борьбе с лазутчиками опираться почти исключительно на данные радиоразведки.
Дополнительная информация, например, из допросов военнопленных, восполняла
бреши. Для перехвата систем связи коммунистов командующий американским флотом в
зоне Тихого океана выделил радиоразведке два корабля технических исследований.
Первый из них, «Оксфорд» (AGTR-1), прибыл в Субик-Бей
в мае 1965 г. Перед его уходом в следующем месяце в назначенный район действий
к нему присоединился второй корабль, «Джеймстоун» (AGTR-2). Оба корабля могли
перехватывать радиосети Вьетконга к югу от дельты реки Меконг, а также и
камбоджийские радиосети. Задачи по сбору разведывательной информации выполняли
и другие специализированные корабли. 15 ноября 1966 г. корабль ВМС США
«Баннер», находившийся вблизи китайских вод, был изнурен назойливостью большого
количества северовьетнамских рыболовецких судов. Эсминец «Эверетт Ф. Ларсон»
(«DD-830») сумел своевременно вытащить из беды разведывательный корабль.
Следующие несколько лет «Джеймсон» и «Оксфорд» провели в работе во вьетнамских
водах. Использовались и другие корабли, которые вели радиоразведку тактических
систем связи или занимались спасением пилотов сбитых самолетов.
На другой стороне, в Северном Вьетнаме, авиационные
наводчики могли достаточно рано обнаруживать налеты авиации американских ВВС и
ВМС, что давало их «мигам» тактическое преимущество.
П.А.Хухтхаузен, А. Шелдон-Дюпле "Военно-морской шпионаж. История противостояния" (главы из книги). |