В 1975 г. для оценки эффективности советской системы
слежения за океаном американцами была спланирована одна запутанная операция, в
основу которой был положен обычный океанский переход атомного авианосца. Этот
план получил название «Потянуть за бороду».
Представьте себе раннее утро и громадный командный
пункт Третьего флота США на Форд-Айленд в Перл-Харборе. На КП никого нет, кроме
молодого вахтенного офицера и гигантской карты бассейна Тихого океана,
закрывающей всю стену. Но вот проходит несколько часов, настенная карта
покрывается условными знаками и становится центром внимания всего штаба,
начиная с трехзвездного адмирала — командующего Третьим флотом, и кончая
последним вахтенным. Командующий ВМС США в зоне Тихого океана, находящийся в
своем штабе в Макалапа, удобно расположенном на холмах, возвышающихся над
Перл-Харбором, тоже вовлечен в эту суету.
Все внимание приковано к голубой пластиковой линии
пути, нанесенной на листы карты в форме дуги между Перл-Харбором и Субик-Беем.
Бумага карты вдоль линии пути истрепалась от постоянного перемещения по ней
цветных магнитов, сделанных в форме силуэта корабля и снующих по большущим
дугам туда-сюда. Один угол карты, на который нанесена западная часть Австралии,
завис над стоящим на столе кофейником. Уборщица оставила там швабру, она торчит
прямо в ведре для мытья полов, и ручка швабры уперлась в Новую Зеландию и
Тасманию. На другом краю карты изображена Нижняя Калифорния, она выглядывает
из-за вешалки для одежды, на которую старший вахтенный офицер в сезон муссонов
на Гавайях вешает свой плащ. Фуражка цвета хаки, висящая поверх плаща,
демонстрирует стороннему зрителю потускневший золотой лист и
«яичницу-болтушку»[17], свидетельствующие о высокой должности ее владельца.
Большинство старших вахтенных офицеров Третьего флота имеют за плечами большой
срок службы.
Карта занимает все пространство стены от пола до
потолка. Там, внизу, атолл Муруроа и Антарктида. На самом верху, в углу, где
стена встречается с потолком, отогнутый кусок карты с мысом Провидения
символизирует крайнюю изолированность последнего.
Разноцветные силуэты кораблей теснятся на участке,
ограниченном Гавайскими островами и районом западнее Японии и Филиппин. По
левому краю, у черной линии, выделяющей территорию Советского Союза, полно
красных фигурок с силуэтами кораблей, подводных лодок и самолетов. Справа от
Петропавловска-Камчатского выстроились в боевом порядке красные подводные лодки
— там крупная база подводных лодок. Еще одно скопление красных силуэтов — в
Японском море; чтобы силуэты вышли в открытый океан, им надо преодолеть узкости
— пролив Лаперуза на севере, Цугару в центре, и Цусимский и Корейский проливы —
на юге. Рядом с перечисленными узкостями, которые являются головной болью
Советов, нанесены пояснительные надписи, чернила надписей выцвели и едва видны.
Затишье перед штормом: вахтенный офицер вглядывается в маршрут, по которому
авианосец через несколько минут выйдет из Перл-Харбора и проследует в Субик-Бей
на Филиппинах. Те непонятные коленца, которые вскоре выкинет авианосец,
отзовутся опаской в душах советских штабных офицеров во Владивостоке и Главном
штабе ВМФ на улице Грибоедова в Москве. В маршруте, разработанном на командном
пункте в Форд-Айленде, имелась одна изюминка, положение которой на карте было
помечено завтрашним числом и временем. Именно в этой точке авианосец начнет
отвлекающий маневр и будет следовать по новому маршруту в режиме
радиоэлектронного молчания. Этот маневр был рассчитан на то, что для поиска
авианосца Советы задействуют свою систему слежения за океаном: спутники радио-
и радиотехнической разведки, наземные станции радиоразведки, и загоризонтные
РЛС. Предполагалось, что Советы мобилизуют все свои средства для поиска
авианосца. Они могут также отправить на перехват и слежение за авианосцем
атомную противоавианосную ударную ПЛ, которая затаилась где-то в центральной
части Тихого океана.
Необычное радиоэлектронное молчание авианосца, а им
был «Энтерпрайз», вызовет появление «Медведей». «Медведи» — громадные
самолеты-разведчики Ту-95Д с крыльями, как у совы — обладали большой дальностью
полета. Они были способны, взлетев со своих баз в глубине советской территории
(на карте американского КП была показана крайней слева), достигать Тихого
океана и разведывать, что творится в районе, ограниченном условной дугой,
которая охватывала Гавайские острова, Фиджи, Коралловое море и даже Филиппины.
Во времена «холодной войны» советские «Медведи» часто летали над или рядом с
американскими авианосцами, совершавшими межбазовые переходы в Тихом океане, или
же когда авианосные группы выходили на опасно близкую дистанцию к границам
СССР. Задача, выполнявшаяся самолетами-разведчиками, была одинаково важна как в
политическом аспекте, так и в военном. Эти полеты демонстрировали способность
СССР отслеживать перемещения авианосцев и его готовность в любой момент
заменить разведчики на самолеты того же типа, но вооруженные ракетами
«воздух—поверхность».
Появление гигантских бомбардировщиков вблизи
авианосцев было обычной практикой демонстрации советских оборонительных
возможностей. Когда авианосец реагировал на это появление подъемом в воздух
дежурных истребителей, которые условно «перехватывали» бомбардировщики, это
также было демонстрацией возможностей. Однако обе стороны в какой-то мере
скрывали размах своих возможностей. Может быть, американские истребители
намеренно перехватывали «Медведей» на дистанциях, которые были меньше их
действительного радиуса действия. Аналогично советские самолеты могли умышленно
«промахнуться» на несколько сот миль при выходе на авианосец и скрыть тем самым
свои реальные возможности по разведке.
Осовремененный тактический покер продолжался годами.
Обе стороны достаточно умело использовали свои вооруженные силы для того, чтобы
оправдать получение дополнительных финансовых средств, которые позволяла бы им
увеличивать свои преимущества при помощи все более современных «прибамбасов». В
описываемом случае Соединенные Штаты, вместо того чтобы прятать авианосец,
применили радиоэлектронное молчание, провоцируя советскую сторону показать
большее в плане разведывательных возможностей, т.е. определить местоположение
авианосца с помощью других — не только пассивных — средств ведения разведки. В
этом морском покере ставка была сделана на поиск нового игрока.
Во время перехода «Энтерпрайз», кажется, доказал,
что американский авианосец может действительно избежать обнаружения советской
системой слежения за океаном, спрятавшись в морских просторах, как иголка в
стогу сена, и двигаться незамеченным в любую точку Тихого океана для выполнения
боевой задачи — при условии нахождения его радиотехнических средств в режиме
радиоэлектронного молчания. Когда «бегемот» водоизмещением 90 000 тонн покидал
Перл-Харбор и выходил на первый участок своего перехода, крохотный советский
траулер радиоразведки, ощетинившийся антеннами, болтался где-то сразу за буями.
Он медленно пристроился за кормой авианосца, и они направились к точке
разворота авианосца. Не доходя до этой точки, «Энтерпрайз», имевший атомную
силовую установку, неожиданно набрал скорость более тридцати узлов и быстро
оставил траулер позади себя. Изменение курса «Энтепрайза», который принял
строго на юг относительно обычного маршрута перехода авианосцев, совпало с
введением режима полного радиоэлектронного молчания. Советы были вынуждены
начать поиск авианосца, и наблюдать конец спектакля было сплошным
удовольствием.
Эта операция была придумана обладавшим большим
воображением офицером разведки штаба Третьего флота коммандером П.Т. Уайтом,
которого многие из его начальников считали непредсказуемым человеком. Однако
его успех в руководстве переходом в западной части Тихого океана «священной
коровы» — авианосца «Энтерпрайз» — продемонстрировал замечательную твердость
характера коммандера.
Драма началась с переходом всех радиоэлектронных
средств «Энтерпрайза» в режим радиомолчания и последующим продолжительным
соблюдением этого режима — непростая задача для авианосца, на котором
базируется авиационное крыло, и все привыкли к успокаивающей болтовне своих
летчиков в УКВ-радиосетях. В течение нескольких часов две пары советских Ту-95
взлетели в быстрой последовательности и потянулись в Тихий океан на поиски.
Первая попытка обнаружить авианосец провалилась, вторая была немного успешнее,
хотя самолеты вышли на авианосец с очень большой ошибкой; это произошло после
того, как радиоэлектронное оборудование авианосца стало работать на передачу в
нескольких диапазонах излучения. Американская операция была полным успехом
разведки; офицеры Третьего флота наблюдали, как Советы задействовали одну
систему слежения за другой, и все напрасно. Для сторонников общей идеи
применения авианосцев операция была подтверждением того, что в действительности
Советы не так хороши, как предполагалось. К тому же ничем не показала себя и
советская подводная лодка, которая, как считали, находилась в середине Тихого
океана в готовности к перехвату авианосца; возможно, ее там вообще не было.
Переход авианосца продолжался, а американцы
радовались «спектаклю». Им особенно нравилось представлять себе картину того,
как во Владивостоке, который находился на левом обрезе их настенной карты,
какой-нибудь советский морской офицер возбужденно разговаривает по телефону с
другим офицером, может быть, со своим начальником в Москве, и излагает тому
свою версию событий, разворачивающихся на просторах Тихого океана.
Это была одна из многих операций «холодной войны», в
ходе которых делались попытки скрыть действия сил флота от обширной системы
слежения за океаном той или другой стороны. Позже, уже в Москве, американские
военно-морские атташе имели много возможностей узнать мнение старших офицеров
советского ВМФ относительно умения ВМС США прятать свои авианосцы в Мировом
океане. В каждом случае советские офицеры давали понять, что им забавно слушать
о том, будто бы американские командиры считают эту идею подтвержденным фактом.
Бывший начальник советского Генерального штаба генерал армии Яков Моисеев в
беседе, состоявшейся в ноябре 1994 г., сказал, что, согласно лучшим традициям
русской шахматной школы, они иногда «играли» так, что у американских ВМС
создавалось ощущение того, что они на самом деле спрятали свой авианосец. В
действительности же, сказал Моисеев, «мы никогда не теряли из виду американские
авианосцы, а просто использовали ваши операции по их сокрытию как полезные
учебно-тренировочные мероприятия для наших систем слежения за океаном».
П.А.Хухтхаузен, А. Шелдон-Дюпле "Военно-морской шпионаж. История
противостояния" (главы из книги).
|