(Из воспоминаний ветерана разведки ТОФ)
Большой атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 (заводской №С-810), выведенный из состава Тихоокеанского флота в 2001 году, подлежит утилизации. Открытый конкурс на выполнение работ по распилу атомохода объявила госкорпорация «Росатом». На эти цели предполагается потратить около 692 миллионов рублей. Место выполнения работ — бухта Большой Камень, на берегах которой расположен Дальневосточный завод «Звезда». Их необходимо завершить до 30 ноября 2016 года. Вся информация о закупке, получившей номер 0773100000313000370, опубликована на официальном портале государственных закупок Российской Федерации, информирует «Тихоокеанская Россия».
Эту новость редакция еженедельника «Аргументы неделi - Приморье» попросила прокомментировать ветерана военно-морской разведки капитана 1-го ранга Владимира Наумовича ДУЛЕБЕНЦА. Вот что рассказал бывший начальник штаба 38-й бригады кораблей ОСНАЗ разведки Тихоокеанского флота: «Годы моей службы в военно-морской разведке СССР, а это около четверти века, пришлись на время холодной войны. В усложняющихся условиях противостояния сверхдержав мы ждали от государства новых боевых кораблей с самыми современными возможностями ведения разведки. В 70-е годы прошлого века, когда противостояние достигло своего пика, встала острая необходимость в контроле за наращиванием наступательных средств поражения вероятным противником, в том числе в отслеживании запусков США баллистических ракет с мыса Канаверал в район атолла Кваджелейн. Наземных пунктов слежения у нас было недостаточно, решить вопросы контроля в полной мере можно было только в совокупности с морскими –разведывательными кораблями. Но малые разведывательные корабли решать усложнявшиеся задачи в полном объёме не имели возможностей. И с конца 60-х годов в Советском Союзе стали строить большие разведывательные корабли специальной постройки и в 1970 – 1972 годах промышленность пополнила соединение разведывательных кораблей ОСНАЗ разведки Тихоокеанского флота двумя БЗРК: «Приморье» и «Забайкалье». БЗРК «Забайкалье» мне самому довелось строить в Николаеве, затем ходить на нём в Атлантику и Тихий океан старпомом. Служить на «Приморье» пришёл уже в качестве командира корабля, мы специализировались на ведении разведки атолла Кваджелейн. Международная обстановка тем временем только усложнялась, а ракетное и противоракетное оружие у вероятного противника быстро совершенствовалось….
Был ли нужен флоту в таких условиях атомный разведывательный корабль «Урал», если уже были большие разведывательные корабли? Конечно же, нужен! Испытательный полигон атолла Кваджелейн с самого начала своего существования обращал на себя внимание разведчиков всех степеней. А с 1983 года Кваджелейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления СОИ – стратегической оборонной инициативы. Отсюда в рамках подготовки к «звёздным войнам» запускались не просто баллистические ракеты, а ракеты-перехватчики, предназначенные поражать советские ядерные боеголовки. Нам нужно было добиться безопасности полета наших ракет к намеченным целям. Решить такие задачи БРЗК «Приморье» и «Забайкалье» в полной мере не могли. Такую информацию мог давать только специальный военный корабль с электроникой, обладавшей невиданными по тем временам возможностями. И такая, как утверждают специалисты, была создана, сделана и передана для эксплуатации специалистам подразделений атомохода «Урал». Корабль предназначался для разведки самых охраняемых сведений противника. Для собственной защиты корабль имел средства в объёме эсминца (Четыре пусковых зенитно-ракетных комплекса «Игла», две артустановки АК-176, четыре 30-милимитровых артиллерийских комплексов АК-630, пулемёты типа «Утёс-М» и вертолёт Ка-32.
Но основным его вооружением большого разведывательного корабля «Урал» были не ракеты и артиллерия, а семь мощнейших радиоэлектронных комплексов – прим.АН). В 1977 году ЦК КПСС и Советское Правительство принимают секретное постановление о создании БАРЗК «Урал» с системой средств разведки «Коралл». Об этом знали очень немногие разведчики, но кто знал, - радовался за державу. Атомоход был заложен летом 1981 года, строился долгих семь лет, его созданием занималось Ленинградское ЦКБ «Айсберг», предприятия 18 министерств СССР, а строили корабелы Балтийского завода. 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Большой разведывательный корабль «Урал» получил бортовой номер ССВ-33 (аббревиатура ССВ означает «Судно Связи», так в ВМФ СССР называли разведывательные корабли – прим. АН). В 1989 году в сопровождении многоцелевой подводной лодки «Урал» прибыл к месту базирования и… месту своей смерти – в военно-морскую базу бухты Стрелок. Я говорю теперь «задним числом», а тогда, будучи уже в запасе, вместе со своими коллегами радовался его приходу. После прибытия на Тихоокеанский флот экипаж корабля сразу же начал подготовку к боевой службе на атолле Кваджелейн, однако поход не состоялся. Задержки выхода шли одна за другой. Долгое время не могли устранить неисправность в системе охлаждения бортовой ядерной установки. Проблемы с эксплуатацией основных комплексов системы «Коралл» не могли разрешить в течение нескольких лет... Может, всё это случалось потому, что строился он «быстро – не спеша», а может потому, что по стране «победно» зашагала перестройка. Большой атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 шифр «Титан» (по натовской классификации «Kapusta») стал не благом для морской разведки, а плавучим несчастьем и головной болью для командования Тихоокеанского флота. Построить уникальный корабль-то построили, а о месте для его базирования подумать не смогли, а то и некому было думать – власть предержащие готовились к делёжке державы, огласив на весь мир, что теперь врагов у нас нет… «Урал», стоя на бочках рейда, исчерпал свой моторесурс гораздо раньше запланированного срока. Залив Стрелок стал ему неугодной мачехой. И все об этом знали, но….В 1990 году возникший пожар вывел из строя кормовую котельную установку, а ещё через год та же учесть постигла и второй котёл. Выгорели силовые кабели. Корабль перешёл на аварийный дизель-генератор. Денег на ремонт реформаторы не давали. Да и к чему? Ведь лично для них вероятных противников уже не было, а свой карман всегда был ближе к телу… Больше того, рядом находились «друзья-помощники», под диктовку которых и проводились реформы. Трагедию флагмана самой лучшей в мире морской разведки ускорила кадровая проблема.
Выпускники военных академий и училищ, специалисты по эксплуатации уникальных разведывательных радиоэлектронных средств «Коралл» стали активно списываться с корабля. Валом навалившиеся проблемы на корабль, флот к концу «перестройки» решить уже не мог, поэтому в 1992 году было принято решение: ядерные реакторы БАРЗК «Урал» заглушить, а сам атомоход, во избежание вторичного «самостоятельного плавания» (дрейфа «Урала», сорванного штормом с бочек») за внешний рейд, снять с бочек, поставить на самый отдалённый пирс и превратить его в офицерское общежитие. Как порешили, так и свершили….
В 1993 году командование флота приказало всю спецаппаратуру законсервировать, посты заварить…. Всё это сделали без задержек, «качественно и в срок»! В условиях экономического кризиса сохранить уникальный корабль с дорогостоящей аппаратурой не удалось. Не помогло даже обращение к тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Не нашлось место «Уралу» и в проекте плавучей атомной электростанции…Совершив только один переход с Балтики на Тихий океан, через 12 лет «перестроечных и реформистских болезней» уникальный, самый-самый в мире корабль «ССВ-33» («Урал») был списан из состава ВМФ Российской Федерации. Но многострадальный «Урал» ещё 13 лет терпеливо ждал своего часа. И вот теперь решено пустить «Урал» на металлолом, к 2016 году о четвёртом атомоходе советского надводного флота останутся лишь горькие воспоминания. Сегодня я смотрю на «Урал» с жалостью: как уникальный корабль-красавец физически добили и довели «до ручки» бездумность и бесхозяйственность власть предержащих. Жаль, что по воле бездушных и безмозглых людей судьба к нему, как и нашей державе, отнеслась жеcтоко. Большой атомный разведывательный корабль «Урал» был продуктом могучей ДЕРЖАВЫ, построенным на ПИКЕ её могущества, он, как настоящий патриот и разведчик, разделил её судьбу. В судьбе корабля сфокусировался трагизм переходной эпохи. «УРАЛ» тихо угас вдали от назначенных ему океанских просторов. Прах, вернее, металл из него будет в Китае, а наша ПАМЯТЬ о нём будет обращена к Большому Камню, где он нашёл для себя вечную обитель. Однако я горжусь тем, что такой корабль был. Для новой России, окруженной, как и прежде, вероятными противниками, БАРЗК «Урал» служит уроком, из которого правительство и президент, видимо, сделали определенные выводы. Не могу не поделится радостью –Тихоокеанский флот в недалеком будущем ждёт прихода самого современного разведывательного корабля нового поколения «Ю. Иванов»…
Пожелаем ему благополучного плавания! |