Киличенков А. "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА НА МОРЕ: ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ НА РУБЕЖЕ XX—XXI вв."

" ... Вторая глава монографии, названная «Столкновения на море», посвящена другой проблеме, возникшей к началу 1960-х гг. К тому времени, пишет Винклер, «фактом повседневной жизни западных флотов стало постоянное присутствие рядом с ними в океане маленьких, грубо сколоченных суденышек — советских разведывательных траулеров ». Впервые подозрения относительно истинной роли советских рыболовных судов возникли у американского командования летом 1955 г. Уже тогда разведке американского флота показалось подозрительным, что некоторые из советских рыболовных судов не имели никакого рыболовного снаряжения, будучи в то же время оборудованы не типичными для рыбаков радарами и средствами связи.

Вскоре стало ясно, что в составе советского ВМФ появился новый класс кораблей разведки, созданный на основе проекта рыболовного траулера. Сам факт этой необычной модернизации Винклер объясняет хорошими мореходными качествами этого типа судов, удобством использования рефрижераторных отсеков для размещения электронного оборудования, что чрезвычайно облегчало процесс превращения «рыбаков» в «разведчиков». Очень скоро эти небольшие суденышки водоизмещением всего в 600 т, получившие в НАТО обозначение AGI (Auxiliary General Intelligence), стали настоящей «головной болью» ВМФ США. Самым распространенным в их действиях стал прием, названный американскими моряками “game of chicken” («игра на слабака»). Командующий американским 6-м флотом вице-адмирал У. Мартин вспоминал: «Часто бывало, что советские разведывательные суда как бы бросали нам вызов: или мы должны были изменить свой курс, или же неминуемо столкнуться с ними». Используя свое право беспрепятственно находится в нейтральных водах, они постоянно вели разведку у выхода из баз ВМФ США, в испытательных полигонах американского флота, следили за действиями его авианосных ударных групп (p. 31).

Типичный пример — действия одного из советских траулеров летом 1960 г., пытавшегося помешать буксиру ВМФ США поднять из воды макет баллистической ракеты «Polaris», запущенной с подводной лодки в ходе испытаний в районе полигона Лонг-Айленд (p. 28). Из-за вездесущности этих советских разведчиков, активности их действий очень скоро «среди командиров кораблей американского флота распространилось убеждение, что быть «мухой в супе» и есть главная роль этих советских корабликов». Когда в 1972 г., накануне подготовки переговоров о заключении Соглашения о предотвращении инцидентов на море, был составлен список подобных фактов за предыдущие шесть лет, выяснилось, что в 32 случаях из 79-ти «героями» столкновений оказались те самые «разведтраулеры» (p. 29). Каждый из них становился предметом заявления дипломатических протестов.

Из подготовленного американским флотом перечня следовало, что советские траулеры фактически терроризировали флот США. В январе 1965 г. у берегов Исландии судно «Вертикаль» приблизилось на 75 футов к исследовательскому кораблю американского флота “Dutton” и, несмотря на предупредительные сигналы о наличии буксируемого устройства, прошло рядом с кормой американского судна и перерезало кабель магнитометра. После того как американские моряки восстановили кабель и продолжили свои операции, советское судно вновь попыталась обрезать кабель. В феврале 1965 г. у побережья Калифорнии советский траулер «Арбан» занял место прямо по курсу американского авианосца “Hornet”, производившего заправку топливом на ходу с танкера “Ashtabula”, заставив американские корабли произвести аварийное разъединение топливных шлангов (p. 30). В ходе войны во Вьетнаме советские траулеры настолько серьезно затрудняли действия авианосцев США, что это стало предметом дипломатических протестов. Так, в январе 1966 г. заместитель помощника госсекретаря США А. Джонсон заявил протест советскому послу А. Добрынину по поводу действий советского траулера «Гидрофон», неоднократно пытавшегося сорвать взлет палубной авиации с авианосцев “Enterprise” и “Kitty Hawk”.
Адмирал Дж. Холлуэй вспоминал, что, командуя в этот период атомным авианосцем «Энтерпрайз», имел обыкновение при первом же появлении поблизости советского AGI разворачивать в его сторону свой 90 000-тонный авианосец и давать самый полный ход: «И советский траулер убирался к черту с нашего курса!» (p. 31).

Но эта тактика не всегда помогала. В январе 1968 г. траулер «Гидролог» заблокировал путь движения ударной корабельной группе во главе с тем же «Энтерпрайзом», спешившей на помощь атакованному в северо-корейских водах разведывательному кораблю “Pueblo”. Авианосцу при этом все же пришлось остановить машины и даже дать задний ход. Что пережил в тот момент командир и экипаж советского 600-тонного суденышка, видя, как на него движется колоссальная махина американского авианосца, можно только предполагать.

Не меньше хлопот действия советских «разведтраулеров» доставляли и подводным лодкам США. Учитывая огромную степень угрозы со стороны американских атомных подводных ракетоносцев, командование советского ВМФ установило постоянное патрулирование AGIs у баз ракетоносцев с целью обнаружения их выхода в море и затруднения их действий. Например, в сентябре 1969 г. траулер «Теодолит», находясь на патрулировании у военно-морской базы Чарльстон (Южная Калифорния), заблокировал путь движения возвращавшейся в базу “Sam Rayburn”, не обращая внимание на подаваемые лодкой сигналы об опасном сближении. (p. 34)...."

Источник  Примечание -  выдержки из статьи.

создание интернет сайта - Студия Триас