С детства я хотел стать моряком и, закончив 10 классов в городе Артёме Приморского края, подался по стопам старшего брата в Тихоокеанское Высшее Военно-Морское училище имени С.О. Макарова (ТОВВМУ). Сдал вступительные экзамены и стал курсантом штурманского факультета, как я и хотел. По окончании училища в 1957 году попал на историческое кабельное судно "Баклан" командиром БЧ-1-4-Р.
Службу "Р" мне пришлось на корабле организовывать своими руками. Вдвоём с радиометристом мы установили на корабле радиолокационную станцию "Зарница".
После списания старого "Баклана" меня силой приказа бросили на перегон Северным Морским Путём, кстати, уже во второй раз, спасательного буксира "СБ-28" для Петропавловского дивизиона Аварийно-спасательной службы, в той же должности командира БЧ-1, хотя я был уже старшим лейтенантом и четыре года в этой должности. Как выяснилось позже, в Ленинграде, где мы принимали этот спасатель, он предназначен для 433-го Отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы (ОДАСС), базирующегося в городе Владивостоке, и команда на нём гражданская, кроме командования - 4 офицера, в том числе и командир БЧ-1. Так зло судьба кидала молодого офицера, на плечах которого уже была семья в составе жены и маленького ребёнка. Так я невольно поменял место службы с Петропавловска Камчатского на Владивосток.
В 433-м ОДАСС капитан-лейтенантских должностей на кораблях было всего четыре - две командира корабля и две помощники командиров. Толпа перехаживающих старших лейтенантов слонялась по вечерам с корабля на корабль в поисках развлечений - у кого бы выпить. Встречаясь в городе с однокашниками по ТОВВМУ, естественно самый первый и актуальный вопрос: - «Где служишь и кем?», и услышав ответ: - «В ОДАСС» второй вопрос: - «За что попал туда?». Все знали меня в училище как дисциплинированного, успевающего курсанта.
Однако вскоре ФОРТУНА улыбнулась мне, и меня назначили помощником командира корабля на спасательное судно "АРБАН". Это был новейший и благоустроенный по тем временам корабль. Негласно его называли королевской яхтой, так как с прибытием какого-либо начальства их частенько поселяли для проживания на "АРБАН". Ещё до назначения на "АРБАН" я стал искать себе должность капитан-лейтенанта, но всё бесполезно. И вот однажды, на Ленинской встречаю Юру Максименко (прим. контр-адмирал Максименко Ю.С. начальник Разведки ТОФ, 1982 – 1991 гг.) своего однополчанина по училищу и он мне рассказал про загадочные корабли на 37-м причале, где он в то время уже служил. Мне страшно захотелось попасть на них, и я в один прекрасный день пошёл на 37-й причал искать капитана 2 ранга Проценко А.И., который в то время командовал 169-м отдельным дивизионом кораблей ОСНАЗ. Он со мной побеседовал, сказал, что мест свободных сейчас нет, если освободиться на каком-нибудь из кораблей место командира БЧ-1, то он обо мне вспомнит. Я рад был и этому. Он записал меня в свой «колдун» и я вернулся на свой опостылевший уже "СБ-28". Вскоре после этой беседы я был назначен помощником командира СС "АРБАН" и получил очередное воинское звание - капитан-лейтенант.
Будучи помощником командира СС "АРБАН" я участвовал в походе к западному побережью США. Цель похода была обеспечение плавания наших АПЛ в Тихом Океане. Мы были единственным на флоте спасательным судном, более-менее подготовленным для оказания помощи АПЛ в надводном положении. Кроме этого, нам было поручено решение разведывательных задач. Корабль был до предела забит подводниками и разведчиками. В этом походе я полностью разобрался, чем занимаются эти таинственные корабли с 37-го причала.
Вскоре после похода неожиданно СС "АРБАН" передали Разведке флота, и он вошёл в состав 169-го отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ. Я встретился с капитаном 2 ранга Проценко А.И. уже как старый знакомый, капитан-лейтенант и помощник командира корабля. После этого я прослужил 16 лет на кораблях разведки. После "АРБАНА", переименованного в "ПЕЛЕНГ", я перешёл командиром корабля на однотипный корабль "ГИДРОГРАФ". Этим кораблём я командовал 5 лет, с 1969 по 1974 год. За время службы на этом корабле было несколько интереснейших походов, в том числе первый на ТОФ поход разведывательного корабля с заходом в иностранный порт - Берберу Сомали. После "ГИДРОГРАФА" - старший помощник командира БРЗК "ПРИМОРЬЕ" и после командир этого же корабля. Службу я закончил в 1991 году, прослужив капитаном-наставником по военно-морской подготовке у рыбаков почти 8 лет. В возрасте почти 56 лет ушёл на пенсию.
Оглавление Дальше
Бурмистров Э.И. "Будни морских разведчиков. Взгляд с мостика разведывательного корабля". |