Публикуется на основании воспоминаний первого командира
отдельной бригады разведывательных кораблей ТОФ
капитана 1 ранга в отставке Дмитрия Тимофеевича Лукаш.
Решение больших, сложных и ответственных задач боевой службы
разведывательными кораблями флота было бы невозможно без четкой, хорошо
отлаженной работы органа материально-технического обеспечения соединения.
В 1952 году, при создании 525 отдельного морского радиотехнического
дивизиона (позже 19 отдельного морского радиотехнического отряда), одновременно
был создан и Тыл дивизиона (отряда), выполнявший функции
материально-технического обеспечения береговых подразделений части и частично
функции по обеспечению кораблей 169 одк. В числе первых начальников Тыла были
подполковники ГУСЕВ Николай Александрович (до 1967 года) и ДРЕЙЧУК Борис
Дмитриевич (в 1967 – 1969 годах).
Существенную роль в поддержании боевой готовности кораблей и частей
Разведки в своевременной и качественной подготовке их на боевую службу сыграл
выход в свет директивы Начальника Генерального штаба «О развитии тылового
обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ».
Этой директивой предусматривалось:
-
обеспечение
разведывательных кораблей и частей топливом и горюче-смазочными материалами по
потребности;
-
денежными
средствами на содержание личного состава и командировочными расходами в полном
объеме;
-
предоставление
права отбора офицеров, мичманов и матросов для службы на кораблях и в частях
Разведки;
-
обеспечение
частей Разведки автомобильным транспортом в соответствии с табелем снабжения;
-
освобождение
личного состава разведывательных кораблей и частей от гарнизонных работ и
нарядов и т.д.
В 1969 году одновременно при создании структуры 38 отдельной бригады
кораблей ОСНАЗ, на базе Тыла отряда был открыт штат 2003 береговой базы
(войсковая часть 36091) со значительно расширенными (относительно Тыла)
функциями и большей численностью личного состава (82 человека).
Первым командиром 2003 береговой базы был назначен подполковник МИСНИК
Анатолий Михайлович.
В связи с тем, что к тому времени на разведывательных кораблях
«хозяйственный аппарат» был представлен, как правило, только одним человеком баталером-продовольственным,
поэтому снабжение кораблей всеми видами довольствия, кроме продовольствия,
осуществлялось через Тыл дивизиона (отряда), а затем через береговую базу. Это
влекло за собой большой объем и интенсивность перевозок между Тылом,
довольствующими органами флота и разведывательными кораблями.
Воспользовавшись директивой Начальника Генерального штаба, я, во время
одного из посещений в 1969 году 19 ОМРТО Командующим флотом адмиралом АМЕЛЬКО
Николаем Николаевичем, обратился к нему с просьбой помочь нам разрешить
транспортную проблему. Существовавший в отряде транспорт был малочисленным,
изношенным и не обеспечивал возросший объем перевозок, вызванный интенсивным в
то время, несением боевой службы разведывательными кораблями. Командующий
флотом приказал начальнику автотранспортной службы (так она называлась в то
время) генерал-майору ЛЕМЕШКУ Василию Гавриловичу выделить дополнительно для 19
ОМРТО новые две автомашины «Урал-375», две автомашины «ГАЗ-66», автобус на 24
места, санитарную автомашину, по одной машине «ГАЗ-69» и «УАЗ-469». Кроме
этого, мы сами восстановили одну старую автомашину и оборудовали ее под
водовозку.
Для сообщения с кораблями, возвратившимися с боевой службы и
поставленными для после походного отдыха экипажа в бухту Новик, а также для
связи с кораблями бригады, стоявшими на рейде в проливе Босфор Восточный или в
других точках якорных стоянок, бригаде был выделен пассажирский самоходный
катер (ПСК) со штатом порядка 20 человек. Впоследствии мне удалось заменить его,
на новый разъездной катер со штатом команды три человека (мичман и два
матроса).
Таким образом, все это позволило нам полностью снять транспортную
проблему.
С поступлением в состав бригады больших разведывательных кораблей,
имевших в своем штате должности помощника командира корабля по снабжению и
баталеров соответствующих служб, снабжение этих кораблей осуществлялось
непосредственно довольствующими органами флота.
Для создания Тыла части, способного взять на себя функции обеспечения и
снабжения береговых подразделений и кораблей всеми видами довольствия,
необходимо было создать базу Тыла, т.е. построить жилье для личного состава,
склады, гараж и т.д. Создание всего этого требовало средств, которых флот нам
не выделял, несмотря на наличие вышеуказанной директивы Генштаба. Например, на
1968 год 19 ОМРТО бюджетным финансированием было выделено всего 2079 рублей, из
них: на хозяйственные нужды – 203 рубля, на строительство склада – 700 рублей,
на восстановление ограждения части – 300 рублей, на текущий ремонт зданий – 520
рублей, на ремонт мебели – 120 рублей. Кроме того - для награждения
военнослужащих – 33 рубля и для премирования служащих – 203 рубля. При таком, с
позволения сказать, финансировании, нам, командованию отряда, а затем и
бригады, ничего не оставалось, как все строить хозяйственным способом, порою
идя на прямое нарушение существующих директив и приказов.
Так, командиры 525 ОМРТД капитаны 3 ранга ФИНОГЕНОВ Н.И. и Г.КОРНЕЙЧЕВ,
силами личного состава хозяйственным способом в 1953-1958 годах построили на 6 км во Владивостоке для
офицеров и сверхсрочнослужащих два восьми квартирных двухэтажных дома,
столовую, гараж и клуб для личного состава. В 1967-1970 годах мною, совместно с
начальником Тыла подполковником ДРЕЙЧУКОМ Б.Д., а затем с командирами 2003
береговой базы подполковником МИСНИКОМ А.М и капитаном 2 ранга ЛЕВЧУКОМ В.Г.
было организовано и осуществлено строительство казармы для личного состава 19
ОМРТО и казармы для личного состава Тыла (береговой базы). Были построены: баня
(до 1970 года личный состав береговых частей ходил мыться в соседнюю часть),
склад радиотехнического имущества, два больших продовольственных склада, склады
химического имущества, стрелкового оружия и боеприпасов. Кроме того - большой
полузакрытый гараж для стоянки и хранения боевых автомашин специального
назначения, котельная, двухэтажное служебное здание, в котором разместилась
проходная, комната дежурного по части, коммутатор телефонной связи, а на втором
этаже – санитарная часть и лазарет. Все это было построено хозяйственным
способом силами личного состава Тыла (береговой базы) 19 ОМРТО (19 МРРТО), а
также личным составом, оставленным на берегу с кораблей, убывших на боевую
службу (это были матросы, подлежащие увольнению в запас, а также
недисциплинированные, непригодные для службы на кораблях по состоянию здоровья
и т.д.). Строительные материалы зарабатывали на заводах стройиндустрии города
Владивостока, выделяя туда матросов, а также разбирая и очищая кирпичи со
сносимых зданий, которые затем использовали для строительства своих складов,
казарм и других объектов. После окончания строительства тех или иных сооружений
они брались Морской инженерной службой на баланс флота, а нам частично
возмещали затраты.
Построенные здания позволили существенно улучшить условия для
проведения боевой подготовки (иметь учебные классы и кабинеты), улучшить
бытовые условия для личного состава, а также частично и для офицеров,
сверхсрочнослужащих, мичманов, как отряда, так и самого Тыла части. Это дало
нам возможность иметь необходимое количество неприкосновенных запасов («НЗ»)
всех видов снабжения и обеспечить Отряд и корабли всеми видами боевого и
материально-технического довольствия (оружием, боеприпасом, продовольствием,
вещевым имуществом, радиотехнической аппаратурой, ее ремонт и т.п.).
Для улучшения тактической и боевой подготовки на 37 причале
хозяйственным способом построили здание, в котором был оборудован класс для
тактической подготовки командиров кораблей и офицеров штаба. В этом же классе
были оборудованы стенды и установлена аппаратура для специальной подготовки
радиотелеграфистов и радиометристов ОСНАЗ. Здесь же проводилось заслушивание
офицеров корабля, возвратившихся с боевой службы, а также подведение итогов
боевой и политической подготовки с командирами кораблей, частей и их
заместителями по политической части, читка приказов и т.п.
В названном здании были оборудованы помещения: для оперативного
дежурного по соединению, для кадрового органа (канцелярия), для приема
посетителей командиром соединения, его заместителем по политической части, а
также новый контрольно-пропускной пункт (КПП). В помещении КПП были оборудованы
три небольшие комнаты, в которых разместились: дежурный по соединению,
стоматологический кабинет и одна комната для посетителей. В строительство этого
здания много сил и энергии вложили командир береговой базы – заместитель
комбрига по МТО подполковник МИСНИК А.М. и сменивший его в этой должности
капитан 2 ранга ЛЕВЧУК В. Г.
Благодаря усилиям заместителя командира бригады по электромеханической
части капитана 2 ранга ЛИСОВСКОГО Павла Андреевича, его помощника капитана 3
ранга КЛИМЧУКА Анатолия Александровича и командира береговой базы ЛЕВЧУКА В.Г.
была произведена реконструкция причальной стенки причала № 37 во Владивостоке. Полностью
заменена система подачи электроэнергии на причал, установлены новые распределительные
электрощиты и к ним подано питание, сделаны разводки подачи электроэнергии и
пара на каждый корабль.
В короткие сроки был проложен многожильный кабель связи на причал и
установлены дополнительно 15 телефонных точек. Всего причал был оборудован 18
телефонными линиями связи, т.е. не только у командования и дежурной службы
соединения, но и на большинстве кораблей, стоявших у причальной стенки, были
установлены телефоны городской телефонной сети. Было установлено несколько
аппаратов ЗАС. Была организована телефонная связь между командованием, дежурной
службой и кораблями внутри соединения.
По всей длине причальной стенки был заменен привальный брус на
резиновые кранцы-отбойники, закрепленные на цепях.
В связи с прибытием в июне 1970 года на Тихий океан и вступлением в
состав 38 ОБК большого разведывательного корабля «Приморье» еще больше
обострилась обстановка с базированием разведывательных кораблей у 37 причала.
Причальная стенка протяженностью 110 метров (70 метров бетонных и 40 метров
необорудованных) не обеспечивала базирование кораблей бригады, а также условия
для их дозаправки у стенки водой (в случае ее отсутствия в городских сетях) и
топливом с танкеров.
Наши обращения к командованию флота о выделении для бригады
дополнительной причальной стенки долгое время не находили положительного
решения. Предлагаемые места базирования кораблей в бухтах Улисс (у мыса Артур)
и Парис (на острове Русский) не могли нас удовлетворить. В силу следующих
причин: отсутствие системы отопления, проблемы подачи воды, отсутствие условий
для размещения личного состава 19 МРРТО и складских помещений для береговой
базы, а также жилья для офицеров и мичманов, отдаленность от ремонтных
предприятий, неудовлетворительное сообщение с городом и т.д. К тому же
ожидалось прибытие в состав бригады еще одного большого разведывательного
корабля. Тогда, в 1971 году, для бригады был выделен и установлен у
необорудованной части 37 причала новый плавучий пирс длиною 40 метров, что позволило
швартовать к нему часть малых разведывательных кораблей и чуть-чуть улучшить
условия базирования кораблей соединения.
Были улучшены условия для охраны стоянки кораблей, базировавшихся у 37
причала. Мы полностью заменили ограждение и освещение территории причала. Вся
территория причала была заасфальтирована.
Одновременно командиры отряда и береговой базы отработали план и
организацию обороны береговых частей бригады. Общее руководство организацией
обороны частей осуществлял командир береговой базы с привлечением и личного
состава 19 МРРТО. Были вырыты окопы и огневые ячейки с наиболее угрожаемых
направлений, составлен план укрытия личного состава, отработаны все мероприятия
по светомаскировке частей и жилых домов офицерского состава, мичманов и
сверхсрочнослужащих. Военнослужащие были обучены стрельбе из личного оружия и
бросанию гранат.
Вступив в командование 19 ОМРТО, а затем 38 отдельной бригадой кораблей,
мне удалось изменить место Тыла отряда, а затем и береговой базы в системе
подготовки кораблей к выходу в море. Раньше, особенно до создания бригады,
офицеры корабля вместе с матросами сами приезжали в Тыл отряда (а это несколько
километров от места базирования кораблей) выписывать и получать предметы
снабжения, технические средства ведения разведки, возили их в ремонт и из
ремонта по ухабистой дороге и т.д., на что уходила масса времени. С созданием
бригады я добился такого положения, когда офицеры и мичманы соответствующих
служб береговой базы, с началом подготовки корабля к выходу в море, сами
приезжали на корабль, изучали потребности корабля, подбирали необходимые виды
снабжения, и сами же привозили все заявленное на корабль. Были специально
разработаны функциональные обязанности офицеров береговой базы по подготовке
кораблей на боевую службу. Особенно большое внимание материально-технической
стороне подготовки кораблей к выходу в море, дозаправке их продовольствием в
море (в случае продления сроков плавания) уделяли командиры береговой базы
подполковник МИСНИК А.М. и капитан 2 ранга ЛЕВЧУК В.Г. На кораблях они всегда
были желанными гостями, помогали корабельным офицерам и мичманам-баталерам. За
это люди им всегда были благодарны.
С поступлением заявки с корабля, находившегося на боевой службе,
командир береговой базы обеспечивал доставку на этот корабль заявленного
продовольствия или других видов снабжения, а при возвращении корабля в базу
заказывал в довольствующих органах необходимые виды снабжения, которые
следовало подать на корабль к моменту его прибытия.
Накануне каждого Нового года с береговой базы в районы края с
порубочными билетами мы отправляли две автомашины, которые привозили елки для
всех кораблей и подразделений береговых частей, а также по заявкам и для
офицеров, мичманов и служащих бригады и 128 Центра. При возможности такие елки
передавались и на корабли, находящиеся в море на боевой службе.
Создание береговой базы позволило нам своевременно, по заявкам
кораблей, обеспечивать их не только всеми видами довольствия, положенными по
табелям и нормам снабжения, но также, в необходимых случаях, обеспечивать
корабли автотранспортом.
Существовавшая при Тыле отряда, а затем в составе береговой базы
радиотехническая мастерская силами своего личного состава (семь человек)
частично обеспечивала несложный ремонт корабельных радиоэлектронных средств
разведки, что позволяло более оперативно восстанавливать боевую и техническую
готовность разведывательных кораблей.
В марте 1965 года, во время пребывания на флоте Председателя Совета
Министров СССР Николая Алексеевича Косыгина, ему была доложена разведывательная
информация, полученная от рзк «ГС-34», находившегося на БС в районе Вьетнама.
После заслушивания доклада Председатель Совета Министров поинтересовался
источником информации (разведывательным кораблем), условиями, в которых моряки
- разведчики решают задачи боевой службы. Здесь же, на флоте, было подготовлено
и подписано Постановление Совета Министров СССР №443рр от 10 марта 1965 года о введении
для личного состава разведывательных кораблей, на период их нахождения в море,
автономного пайка (по нормам подводников). Это позволило значительно улучшить
питание экипажей кораблей, уменьшить заболеваемость и благоприятно сказалось на
моральном состоянии личного состава кораблей и подвижных морских
разведывательных групп.
С момента сформирования Тыла части было создано небольшое подсобное
хозяйство, которое в 70-е годы насчитывало уже более 70 голов свиней и одну
корову, что явилось дополнительным источником улучшения питания личного состава
береговых частей, а также для забоя поросят и вручения их затем экипажам
кораблей, возвратившихся с боевой службы. Ежегодно было до 30 таких вручений.
Подсобное хозяйство содержалось, в основном, за счет пищевых отходов с
корабельных камбузов и столовой личного состава береговых частей.
Ежегодно, особенно в 70-е годы, по приказанию командования флотом, с
береговых частей и кораблей бригады, в первую очередь стоящих в ремонте,
посылалась часть личного состава во главе с офицером для работы по уборке
урожая на полях военных совхозов флота, что позволяло нам одновременно
обеспечивать корабли и береговые части свежими овощами. В продовольственных
складах береговой базы хранилось в отличных условиях такое количество овощей,
которое позволяло обеспечивать в зимний период весь личный состав береговых частей
свежими овощами. Одного только картофеля в контейнерах на зиму заготавливалось
по 35-50 тонн; капусты засаливали до пяти тонн.
Корабли продовольствие, в том числе и овощи, получали самостоятельно,
непосредственно со складов продовольственного отделения тыла Главной базы
флота. Экипажи кораблей продовольствием обеспечивались по нормам морского
пайка, а с 1965 года, с выходом корабля в море на срок не менее 4-х часов, – по
нормам пайка подводников.
Офицеры, мичманы и военнослужащие срочной службы 19 ОМРТО (19 МРРТО)
при выходе в море на боевую службу в составе ПМРГ питались по тем же нормам,
что и штатный личный состав корабля. Также они обеспечивались и денежным
довольствием.
По докладу командования бригады Командующий флотом отдал приказание
начальнику Управления торговли флота об установке на 37 причале и на территории
2003 береговой базы промышленных и продовольственных киосков.
В самый кратчайший срок был установлен киоск для торговли промышленными
товарами на 37 причале. Киоск торговал предметами флотской формы одежды и
фурнитурой, предметами личной гигиены, а также различными дефицитными мужскими
и женскими товарами, которые предварительно можно было заказывать.
На территории 2003 береговой базы и 19 МРРТО было построено
сборно-щитовое здание магазина с отделами промышленных и продовольственных
товаров, а также кафе, где матросы, старшины, мичманы и офицеры могли купить
себе все необходимое. Здесь же можно было выпить чашечку кофе, стакан чая,
молока, кефира, соков и полакомиться сладостями, а офицеры и мичманы, в случае
необходимости, и пообедать.
Услугами магазина на территории береговой базы пользовались и семьи
офицеров, мичманов и служащих береговой базы и отряда, проживающих в двух
восьми квартирных домах, расположенных рядом с частью.
Каждый раз для встречи корабля, возвращающегося с боевой службы, на 37
причал прибывал командир береговой базы вместе с начальником финансового
довольствия. Они привозили на причал запеченного поросенка, который затем
вручался экипажу прибывающего корабля, а также часть денежного довольствия
военнослужащим (в виде аванса) для того, чтобы люди могли приобрести сигареты и
все крайне необходимое, а убывающие на берег к семье офицеры и мичманы могли бы
купить женам и детям подарки. Одновременно командир береговой базы проверял все
ли заявленное кораблем с моря подано на причал к моменту прибытия корабля.
Несмотря на повышенную требовательность к командованию береговой базы и
ее службам, они успешно справлялись с поставленными перед ними задачами по
материально-техническому обеспечению кораблей и 19 МРРТО бригады.
Проводимые Тылом и финансовым отделом флота проверки и ревизии служб
береговой базы в период с 1967 года по 1978 год никогда серьёзных и крупных
недостач не обнаруживали.
В мае 1976 на одном из судов Гидрографической службы флота, я, в
составе небольшой группы офицеров управлений и отделов флота, убыл в порт
Находка, откуда, после пограничного и таможенного контроля, группа направилась
во Вьетнам для выбора и осмотра возможного пункта маневренного базирования
кораблей и судов флота на территории Вьетнама. Однако, при подходе к побережью
Вьетнама, была получена телеграмма из Штаба ТОФ с приказанием судну
возвратиться, во Владивосток. По-видимому, какие-то вопросы по линии высшего
руководства окончательно еще небыли решены и наша миссия была преждевременной.
Тихоокеанский флот продолжал наращивать силы боевой службы в Тихом и
Индийском океанах, Филиппинском и Южно-Китайском морях, осваивать новые районы.
Через несколько лет вновь стал вопрос о создании промежуточного пункта
базирования кораблей боевой службы флота.
Наконец-то было достигнуто соглашение между правительствами СССР и ДРВ
и с 1982 года флот начал освоение арендованного у Вьетнама пункта базирования в
бухте Камрань.
Корабли, в том числе и разведывательные, несущие боевую службу в
вышеупомянутых районах, получили возможность использовать этот пункт для
периодических заходов и временной стоянки, пополнения всех видов запасов,
проведения планово-предупредительного ремонта, получения квалифицированной
медицинской помощи и отдыха личного состава.
Однако, с развалом СССР и отсутствием средств, для оплаты арендованного
пункта базирования в бухте Камрань, в 1991 году от его использования Россия
отказалась.
|